Целью данной статьи является анализ, изучение и выявление средств повышения качества образования с использованием технологии шестиугольного обучения на уроке иностранного языка. В статье рассматривается понятие технологии шестиугольного обучения, описываются формы и основные этапы работы с данной технологией на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: интерактивный «гексагон», качество образования, универсальные учебные действия, коммуникативные умения, виды сотрудничества.
В ООО «ФГОС» содержание обучения четко определяет требования к его результатам: личные, метапредметные и предметные. К метапредметным относятся междисциплинарные концепции, усваиваемые обучающимися, и универсальные учебные действия (УУД) (регуляторные, когнитивные, коммуникативные). Эффективность усвоения воспитанниками предметных знаний и умений напрямую зависит от осознанного усвоения всех компонентов учебной деятельности, включая познавательные и воспитательные мотивы, учебные цели и задачи, учебные действия.
В этой статье я хотела бы представить опыт работы по формированию коммуникативных УУД, поскольку одним из важных навыков в любой жизненной ситуации является умение интегрироваться в группу и поддерживать коммуникацию со сверстниками и взрослыми.
Как справедливо заметила И. А. Гришанова, «в коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, поэтому управляемой коммуникативная деятельность становится только в период школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если учитель создаёт условия для развития коммуникативной деятельности» [2, с. 28].
Нельзя не вспомнить слова А. Г. Асмолова, который считает, что «в основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке , поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и др.» [1, с. 114].
Как один из разработчиков государственного образовательного стандарта А. Г. Асмолов представил концепцию УУД. По словам Асмолова, коммуникативные действия состоят из двух компонентов: умение общаться с партнерами при решении определенных задач и умение выражать себя посредством языка. Последнее включает соответствующие языковые ресурсы, языковые навыки и знание материала.
Одной из успешных технологий, способствующих появлению коммуникативных УУД, является технология шестиугольного обучения, которая имеет широкое распространение в некоторых школах Великобритании и практически неизвестна в России. Эта технология полностью совместима с системно-активным подходом, который позволяет переключиться на активную учебную работу и забыть о пассивном слушании, что является одним из важных моментов эффективности занятий. Объем материала, предложенного для усвоения студентами, и знания, которые они используют при решении поставленных задач, указывают на эффективность применения данной технологии. Поскольку обработка учебного материала для заполнения «гексагонов» предполагает, с одной стороны, уверенность в дисциплинарных способностях воспитанников, а с другой — создание ситуации «разрыва», это является личным стимулом для роста и совершенствования учебного процесса.
Суть описанной техники состоит в том, что каждый из «гексагонов» — это каким-то образом классифицированное знание в соответствии с аспектом, которым могут быть концепции, правила, даты, причины и причины, последствия определенных событий. Суворовцам дается задание и время изучить предложенный материал. Затем воспитанники должны обсудить и определить некоторые связи и соединить шестиугольники, то есть, сложив соты вместе, суворовцы должны объяснить, каким аспектом предмета они связаны. В конце задания воспитанники должны представить конечный результат совместной деятельности, включая заключение или решение проблемы, поставленной в начале урока. Использование таких «гексагонов» представляется простым и эффективным способом развития когнитивных универсальных образовательных действий, таких как: синтез — составление целого из частей, включая заполнением недостающими компонентами; выбор шаблонов и критериев сравнения, классификация объектов; обобщение понятий, установление причинно-следственных связей; построение логической связи между аргументами.
Работая с опытом зарубежных коллег, можно наблюдать несколько вариантов использования шестиугольников в контексте учебных занятий:
- Запишите учебные материалы в шестиугольники, разделите их и предложите воспитанникам собрать мозаику. Типы задач могут быть разными. Соты могут содержать предложения, фразы и слова, а также тексты и примеры грамматических явлений. Слова и фразы могут содержать ошибки, пробелы и не содержать ошибок. Суворовцы должны выполнить задание и объединить «соты» в одно целое по определенному принципу. Также это может быть изображение или текст, который также необходимо собрать в одно целое.
- Раздайте незаполненные шестиугольники, чтобы обучающиеся могли сформулировать и записать свое мнение по предлагаемой задаче. Этот вариант эффективен как при изучении новых материалов, так и при обобщении полученных знаний.
- Работа в группах. Каждая из групп работает совместно, заполняя свои гексы. Затем происходит обмен между группами, и они пытаются сформировать мозаику своих товарищей. Эта необычная задача лучше всего подходит для работы с объемными материалами. Например, при закреплении материала по теме «Словообразование» перед воспитанниками ставится задача соединить соты, систематизировать материал по морфологии: «Части речи», «Имена», «Прилагательные» и т. д. Наконец, вы можете соединить гексы всех групп. Таким образом, материал систематизируется полностью.
- Разноцветные шестиугольники. В этом случае цвет показывает распределение материала по определенным характеристикам. Задача суворовцев — соединить фигуры с помощью множества различных методов и связей. Например, этот вариант с обозначениями можно использовать при изучении тематической лексики. Ключевое слово выделено другим цветом, и обучающиеся ищут соответствующие ячейки.
Суворовцы, используя предоставленные учебные материалы, приобретают умение выбирать приоритеты, создавать собственную классификацию и обосновывать свои представления о поставленной учебной задаче. Наполняя шестиугольники определенным материалом, они сами выбирают способы их соединения. Результатом соединения может стать «ромашка», линия, соты и другие формы. Первостепенное значение имеет тот факт, что исход деятельности воспитанника заранее не предсказуем, что полностью соответствует условиям проявления обучающимися «свободы слова». Процесс обучения становится значимым для каждого. Последнее, на наш взгляд, является одним из ключевых факторов формирования положительной мотивации к изучению предмета.
В заключение хочу добавить, что уроки английского, построенные таким образом, приводят к качественному усвоению материала. А технология шестиугольного обучения действительно способствует формированию коммуникативных УУД, поскольку создает условия для коммуникативной активности всех воспитанников.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya texnologiya/
- Изместьева Е. Что такое дизайн мышление. [Электронный ресурс]. URL: https://te-st.ru/2015/01/28/what-is-design-thinking/
- Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации — Глоссарий — У-Х — Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313 (дата обращения: 04.11.18).
- Tarr R. Using Hexagon Learning for categorisation, linkage and prioritization [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioritisation/