Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку
Автор: Будакова Ольга Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3617 раз
Библиографическое описание:
Будакова, О. В. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку / О. В. Будакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1746/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые направлены на творческое воспитание личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Одной из таких технологий является метод проектов как «определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [1, с.3].
В последнее время метод проектов приобретает всё большую популярность в обучении иностранному языку. Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как в работе над проектом участвуют учащиеся с разным уровнем языковой подготовки в соответствии со своими возможностями.
Метод проектов – это такая система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Школьный проект – это новая педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения [3, с.28].
Ученический проект – это задание исследовательского творческого характера, соответствующее интересам и возможностям учащихся, выполненное ими самостоятельно, но под руководством учителя, имеющее своим итогом социально значимую, завершенную работу.
Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей [2, с. 38].
Главные цели введения метода проектов в школьную практику:
- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости [3, с.28].
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу учащихся. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников [4, с.62]. Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной мотивации, способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использованием их в решении практических задач. Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.
Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Задача учителя состоит в планировании работы школьников, осуществлении контроля за их деятельностью, организации презентации и защите проектов. Учитель развивает у учащихся, вовлечённых в творческую и исследовательскую деятельность, способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность. Он организует самостоятельную работу школьников, стимулирует их к высказываниям на английском языке, помогает выбирать наиболее увлекательные для них виды и формы работы. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера. При работе над проектом используются проблемные, поисковые, исследовательские приёмы, чётко ориентированные на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения английскому языку.
Обучение языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. В своей работе я часто использую проекты как на уроке, так и во внеурочное время. Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Организация данного вида деятельности может быть представлена в рамках любой темы и при разном уровне владения материалом. Главное – это сформулировать проблему, над которой будут работать учащиеся. Для её решения школьникам требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом знаний по предмету. Кроме того, необходимо владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Ценность проекта состоит в том, что в ходе его выполнения у учащихся вырабатываются такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение работать в паре и группе. Процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению английского языка, развивает воображение, творческое мышление. Школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся: они собирают печатный и иллюстративный материал, учатся работать с текстом на английском языке, анализировать информацию, делать выводы. Ученики приобретают опыт выступления перед аудиторией. При выполнении проекта школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые умения и навыки. Ученикам интересна такая форма работы, и, соответственно, создаётся мотив к изучению английского языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проектам. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все, независимо от уровня языковой подготовки. Участие в проекте помогает школьникам реализовать свои возможности. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проектная методика формирует деятельностный подход в освоении учебного материала, даёт возможность глубже изучить тему, обеспечивает интеллектуальное, творческое и нравственное развитие школьников. А наличие элементов поисковой деятельности, творчества учит общению как на родном, так и на английском языке. Использование проектной методики даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Как показывает практика, учебно-воспитательный процесс, организованный как работа над проектом, создаёт оптимальные условия для активного и свободного развития личности.
Основными целями проектной методики являются:
- развитие творческой, активно действующей личности;
- самовыражение и самосовершенствование учащихся;
- повышение мотивации обучающихся;
- формирование познавательного интереса;
- формирование интеллектуальных и общетрудовых умений учащихся;
- реализация на практике приобретённых умений и навыков;
- развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал;
- демонстрация уровня культуры, образованности.
Проектная методика играет большую роль в развитии социальной, коммуникативной и информативной компетенции. Социокультурная компетенция предусматривает способность личности к восприятию своей и чужой культуры. Защита проектов может быть использована как форма контроля и определения уровня сформированности социальной компетенции. Информативная компетенция включает умения анализировать и сравнивать факты родной и иноязычной культуры. Во время работы над проектом учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка, усваивают и творчески перерабатывают материал на английском языке. Коммуникативная компетенция предполагает достижение определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, которые осуществляют иноязычное общение. Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.
Применение метода проектов в современной школе является одним их самых главных стимулов мотивации изучения английского языка, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки.
В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:
-общеучебные: работа со словарём, справочной литературой, составление плана сообщения и т. д.;
-специальные: умение составлять сообщения, сокращать текст, делать краткие записи по теме и т. д.;
-собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и т. д.);
- интеллектуальные: умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, делать обобщения и выводы и т. д.;
- творческие: умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональные из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему;
- методологические: умение работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях.
Из опыта работы по проектной методике могу сказать, что данный метод является самым творческим видом деятельности, который способствует повышению мотивации к изучению английского языка у школьников, развитию языковых, интеллектуальных, творческих и познавательных способностей учащихся, потребности в самообразовании, совершенствованию уровня владения страноведческой информацией, социализации личности школьника. Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности школьников, позволяет значительно обогатить их словарный запас, знакомит с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е. определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.
Таким образом, метод проектов способствует не только развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по английскому языку, но и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащихся.
Литература:
1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. – 2000.- №2.
2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.-2003.-№5.
3. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностр. языки в школе.- 2004.- №2.
4. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка// Иностр. языки в школе.-2000.-№4.