Проектная деятельность: история возникновения метода «проектная деятельность» и его значимость | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 04.07.2024

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Пономаренко, Е. В. Проектная деятельность: история возникновения метода «проектная деятельность» и его значимость / Е. В. Пономаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116429/ (дата обращения: 19.11.2024).



Проектная технология преподавания возникла в США в 20-х годах XX века. Идеи проектного метода связывают с Дж. Дьюи и В. Килпатриком [1, с. 65]. В России проектная технология начала развиваться относительно недавно, но на данный момент проекты и проектная деятельность в обновленном ФГОС занимают значимое место. Проектная технология выступает как:

— одно из требований к метапредметным результатам;

— составная часть требований к предметным результатам;

— оцениваемая форма учебной деятельности;

— основная форма учебной деятельности, развивающая учебные универсальные действия (УУД);

— часть программы формирования УУД обучающихся [3, c. 52].

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. Развивают у себя исследовательские умения;
  5. Развивают навык системного исследования [2, c. 103].

Цель работы

Цель данной работы — доказать, что применение проектной технологии на уроках английского языка благотворно сказывается на результатах обучения. Помимо этого, применение такой технологии позволяет развивать межпредметные связи.

Использование проектного метода на реальном примере

В начале 2023/2024 учебного года на «Ярмарке проектных работ», которая проходила в школе, мною была предложена следующая тема: «Англицизмы в русском языке». Две ученицы вызвались писать проект. Специфика школы подразумевает, что работа над проектом будет проводиться в течении года, т. е. это будет годичным (долгосрочным) проектом.

На первом этапе удалось определиться с методом исследования — научно-теоретический, и продуктом — словарь англицизмов, которые наиболее часто встречаются в современном русском языке и используются подростками, их друзьями и семьями. Также удалось сформулировать гипотезу, которую предстояло доказать: в современном мире очень сложно отказаться от использования англицизмов.

Хочу упомянуть тот факт, что моей ролью в проекте было: организаторская и контролирующая. Ученицы сами подбирали материал, формировали идеи и конструировали проект. Этот этап являлся поисковым, он занял большую часть времени подготовки проекта. Необходимо было собрать теоретический материал, а также провести социологический опрос среди учеников нашей школы. Им задавался следующие два вопроса:

— Какими англицизмами вы пользуетесь в повседневной жизни?

— Готовы ли вы отказаться от использования англицизмов?

По итогу опроса удалось сформировать доказательную базу относительно гипотезы проекта.

Следующий этап подразумевал защиту проекта на школьной научно-практической конференции, что требовало оформления проекта, написание речи выступления, подготовку презентации, подготовку ответов на вопросы, которые может задать комиссия.

Группе удалось выйти во второй тур, по результатам которого ученики получили дипломы участников, но, к сожалению, не победителей. Этот факт позволил в полной мере проанализировать всю работу, определить достоинства работы и недостатки. Помимо этого, был разработан план действий на следующий год, который позволит устранить недочеты.

Тема проекта и гипотеза позволили ученицам сконцентрироваться не только на английском языке, но и на языкознании, русском языке и обществознании, что было хорошим основанием для задействования межпредметных связей.

Значимость проектной деятельности в педагогике

С точки зрения педагогики метод проекта прекрасно подходит для процесса обучения, потому что весь процесс строится на том, что ученики сами (при должной организации процесса учителем) формируют задачи обучения, исходя из своих потребностей.

Также проектная деятельность позволяет развивать различные навыки и, как итог, развивать концепцию 4К:

— критическое мышление;

— коммуникация;

— кооперация;

— креативное мышление [3].

На данный момент процесс обучения — это не просто заучивание и воспроизведение информации, но и развитие hard и soft skills (навыки). В прошлом, обучение концентрировалось на подаче информации, а потом проверке выученного материала. В настоящее время педагог не может забывать о том, что в процессе обучения принимают участие личности, и развивать эти личности входит в компетенцию педагогических работников. Правильно организованная проектная деятельности обеспечит проработку всех четырех компетенций, что способствует развитию личности обучающегося. Приобретенные в процессе обучения навыки в дальнейшем могут быть полезными во взрослой жизни. [1, c. 65].

Значимость проектной деятельности в изучении английского языка

На уроках английского языка проектная деятельность позволяет развивать четыре навыка владения иностранным языком:

— говорение;

— чтение;

— письмо;

— восприятие информации на слух.

Так как процесс работы над проектом подразумевает большое количество исследовательской деятельности, ученикам приходится проводить много времени, общаясь со своими коллегами учениками и учителем, курирующем проект. Ученикам приходится задействовать иностранные сайты для поиска аутентичной информации, а также посматривать видео на иностранном языке, чтобы иметь представление о ситуации в стране изучаемого языка или за рубежом в целом. Долгосрочность позволяет ученикам в полной мере проработать необходимую информацию, выделить главное и отбросить второстепенное.

Помимо этого, процесс работы будет включать так называемое recycling known language in the context , обозначает, что ученики будут раз за разом возвращаться к тем или иным словам, тем самым через многократное повторение эти слова или выражения запомнятся и впоследствии будут использоваться в речи. Немаловажен тот факт, что этот язык будет использоваться в процессе общения, но не выполнения статичных упражнений на уроке, а значит, в изучении иностранного языка появляется дополнительная значимость [6, c. 7].

Защита проекта может проходить на иностранном языке (при должном обеспечении), а значит подготовка будет включать планирование устного выступления, подготовка презентации (видео, брошюры и т.д.), вопросы комиссии и ответы на них. Это будет хорошим подспорьем для тех учеников, которые планируют сдавать государственные экзамены по иностранному языку или же международные экзамены, где говорение является важным компонентом испытания.

Заключение и вывод

Как утверждает Полат: «Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» [2, c. 65]. Осуществление долгосрочных программ, подготовка к тем или иным экзаменам, планирование и реализация задуманного — являются собой длительными процессами, подготовка к которым занимает много времени и включает множество ступеней. Овладение навыками проектной деятельности учащимися научит их планировать, продумывать и осуществлять свою деятельность. Это будет иметь практический вес, потому что эти навыки помогут учащимся во взрослой жизни.

Литература:

  1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: ACADEMA, 2002
  2. Самыгин С. И. Педагогические технологии в образовании. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2022
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Основного общего образования. -М, Министерство образования и науки Российской Федерации, 2014
  4. Навыка Будущего, Которые Помогут в Учебе и Карьере, https://media.foxford.ru/articles/4-future-skills. -М.: Foxford, 2024
  5. Adnan Korman The Role of English Language Teaching in Project-Based Learning. — Sarajevo, University of Sarajevo, 2021
  6. Thuan Pham Project-Based: Learning: From Theory to Practice. — https://www.researchgate.net/, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, иностранный язык, английский язык, процесс обучения, проект, ученик, взрослая жизнь, полная мера, проектная технология, проектный метод.


Задать вопрос