Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

Педагогика
30.10.2021
348
Поделиться
Библиографическое описание
Лутошкина, В. С. Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка / В. С. Лутошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85044/.


В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном процессе. В работе освещены приобретаемые обучающимися качества при выполнении проектов на занятиях по английскому языку. Также в статье выделяются критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Ключевые слова: лингводидактический потенциал, метод проектов, иностранный язык, виды проектов, критерии оценивания ПДУ.

В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями возникает потребность в активных людях, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Среди главных качеств таких людей выделяют активность, критичность мышления, самосовершенствование и поиск нового. Как отмечают ученые-педагоги, этому способствует смена дидактического материала. Обратимся к термину «лингводидактический потенциал». Как отмечается в словаре под ред. Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, лингводидактический потенциал — это «различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке... в процессе преподавания и изучения иностранного языка» [1]. Нужно также менять формы и методы обучения, выделить индивидуализацию обучения. Акцент должен ставиться на самостоятельной работе обучающихся. Благодаря техническому прогрессу сделать это не представляется сложным.

Самостоятельная работа позволяет устранить пробелы материала, углубить его, а также способствует раскрытию потенциала обучающегося и повышению мотивации к изучаемому. Планирование своей деятельность является большим преимуществом самостоятельной работы.

В качестве такого способа изучения мы бы хотели рассмотреть метод проектов, который все больше набирает популярность в наши дни. Дж. Дьюи, основоположник «прагматической педагогики», отмечал, что метод проектов — это сочетание жизненного опыта, активной позиции, творческой деятельности, проектной деятельности и поставленной проблемы [2]. На сегодняшний день метод проектов является важнейшей составляющей реализации компетентностного подхода обучающихся. Во время выполнения проекта ученик ставит цель, планирует свою работу, обсуждает ее этапы, методы и сроки выполнения. Для ученика метод проектов — это, как и отмечалось ранее, планирование своей деятельности, возможность раскрыться творчески, саморазвитие. Полученные знания обучающиеся применяют на практике. Использование личностно-ориентированного подхода, как отмечает Репич Е.Б, «помогает создать положительный настрой к изучения АЯ…» [3]. Метод проектов для учителя означает реализацию компетентностного полхода и формирование личностных, коммуникативных, познавательных и других универсальных учебных действий. Репич выделяет следующие виды проектов:

1) Исследовательские — проекты, которые приближены к научному исследованию. В нем должна быть продумана структура, указаны цели, актуальность, источники и результаты;

2) Творческие — проекты, не имеющие определенной структуры;

3) Ролево-игровые — проекты, в которых обучающиеся принимают на себя роли, «обусловленные содержанием проекта»;

4) Информационные — главной задачей здесь является сбор информации;

5) Практико-ориентированные — проекты, которые ориентированные на социальные интересы обучающихся;

6) Монопроекты — проекты, которые проводятся в рамках одного проекта;

7) Межпредметные — проекты во внеурочное время;

8) Проекты с открытой координацией — координатор руководит работой групп;

9) Проекты со скрытой координацией — координатор не только руководит группой, но и сам является участником проекта;

10) Внутренние (региональные) — проекты организуются в одном учебном заведении в рамках одного предмета, внутри одного региона, страны;

11) Международные — данный вид проектов рассматривает работу участников из разных стран. Их реализация требует работы с информационными технологиями [3].

Рассмотрим реализацию метода проектов Жариковой А. А. с параллелью 6-х классов на уроках английского языка. Раздел «Искусство и культура», представленная в четвертой теме, включает тему «Традиционный фестиваль австралийского искусства» [4]. На первом этапе школьникам был предложен небольшой отрывок в исполнении традиционного австралийского инструмента диджериду для того, чтобы они угадали страну, о которой будет идти речь. С музыкальным отрывком у обучающихся возникли сложности, после чего им были предложены фотографии с достопримечательностями Австралии. После того как ученики угадали страну, их вниманию были представлены утверждения по типу «Верю-не-верю» по всему фестивалю, среди которых были следующие:

1) Юлонгу — это название традиционного музыкального инструмента.

2) Любой желающий может посетить фестиваль и др.

3) Каждый год фестиваль проходит в новом месте и др.

Далее школьники работали с лексическим материалом: работа со словарями, ключевыми словами, предложенными учителем, презентациями. Следующий этап включал работу с учебником «Звездный английский». Учащиеся прочитали и прослушали текст, ответили на вопрос учителя. Школьники делились мнениями, хотели бы они посетить Австралию или нет.

В результате были выбраны две темы. Две группы представили свои работы в виде коллажа на коллективном этапе работы. Одна из групп завершила работы синквейном. На отдельном уроке состоялась защита работ. Заключительная часть проекта состояла в оценке проектов. Жарикова А. А. отмечает, что проект был выполнен традиционным образом, то есть практически без помощи технологий. Однако, как подчеркивает исследователь, в современном мире дети большую часть времени проводят время за компьютерами, поэтому такой опыт, который школьники получили во время выполнения данного проекта, оказался для них полезным.

Существует обширное количество методологического и методического характера в помощь учителю в оценивании проектов. Рассмотрим две таблицы, которые предлагаются в одном из таких пособий:

Оценка ПДУ [5, с.4]

Рис.1. Оценка ПДУ [5, с.4]

Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Рис.2. Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Рис.3. Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Таким образом, стоит отметить актуальность метода проектов в учебном процессе. Благодаря научно-техническому процессу такие проекты представляются еще более интересными и познавательными для обучающихся. Метод проектов формирует и развивает у школьников такие качества, как самосовершенствование, планирование деятельности, коммуникативность, отстаивание своей точки зрения умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Благодаря различным видам проектов можно скоординировать работу обучающихся по необходимому направлению, не забывая об их интересах. Большое количество методических пособий могут помочь учителю оценить проекты обучающихся на высшем уровне.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Мазеина Л. Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–16.pdf
  3. Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка — Краснодарский край: историческая и социально-образовательная мысль, 2015.
  4. Жарикова А. А. Использование проектной методики в преподавании иностранного языка — СПб., 2017.
  5. О критериях деятельности проектной деятельности учащихся. URL: http://sch003.ucoz.ru/17–18/dokument/sistema_ocenivanija_prektnoj_dejatelnosti.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
лингводидактический потенциал
метод проектов
иностранный язык
виды проектов
критерии оценивания ПДУ
Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 257-260):
Часть 4 (стр. 235-315)
Расположение в файле:
стр. 235стр. 257-260стр. 315

Молодой учёный