Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

Педагогика
30.10.2021
348
Поделиться
Библиографическое описание
Лутошкина, В. С. Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка / В. С. Лутошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85044/.


В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном процессе. В работе освещены приобретаемые обучающимися качества при выполнении проектов на занятиях по английскому языку. Также в статье выделяются критерии оценивания проектной деятельности учащихся.

Ключевые слова: лингводидактический потенциал, метод проектов, иностранный язык, виды проектов, критерии оценивания ПДУ.

В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями возникает потребность в активных людях, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Среди главных качеств таких людей выделяют активность, критичность мышления, самосовершенствование и поиск нового. Как отмечают ученые-педагоги, этому способствует смена дидактического материала. Обратимся к термину «лингводидактический потенциал». Как отмечается в словаре под ред. Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, лингводидактический потенциал — это «различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке... в процессе преподавания и изучения иностранного языка» [1]. Нужно также менять формы и методы обучения, выделить индивидуализацию обучения. Акцент должен ставиться на самостоятельной работе обучающихся. Благодаря техническому прогрессу сделать это не представляется сложным.

Самостоятельная работа позволяет устранить пробелы материала, углубить его, а также способствует раскрытию потенциала обучающегося и повышению мотивации к изучаемому. Планирование своей деятельность является большим преимуществом самостоятельной работы.

В качестве такого способа изучения мы бы хотели рассмотреть метод проектов, который все больше набирает популярность в наши дни. Дж. Дьюи, основоположник «прагматической педагогики», отмечал, что метод проектов — это сочетание жизненного опыта, активной позиции, творческой деятельности, проектной деятельности и поставленной проблемы [2]. На сегодняшний день метод проектов является важнейшей составляющей реализации компетентностного подхода обучающихся. Во время выполнения проекта ученик ставит цель, планирует свою работу, обсуждает ее этапы, методы и сроки выполнения. Для ученика метод проектов — это, как и отмечалось ранее, планирование своей деятельности, возможность раскрыться творчески, саморазвитие. Полученные знания обучающиеся применяют на практике. Использование личностно-ориентированного подхода, как отмечает Репич Е.Б, «помогает создать положительный настрой к изучения АЯ…» [3]. Метод проектов для учителя означает реализацию компетентностного полхода и формирование личностных, коммуникативных, познавательных и других универсальных учебных действий. Репич выделяет следующие виды проектов:

1) Исследовательские — проекты, которые приближены к научному исследованию. В нем должна быть продумана структура, указаны цели, актуальность, источники и результаты;

2) Творческие — проекты, не имеющие определенной структуры;

3) Ролево-игровые — проекты, в которых обучающиеся принимают на себя роли, «обусловленные содержанием проекта»;

4) Информационные — главной задачей здесь является сбор информации;

5) Практико-ориентированные — проекты, которые ориентированные на социальные интересы обучающихся;

6) Монопроекты — проекты, которые проводятся в рамках одного проекта;

7) Межпредметные — проекты во внеурочное время;

8) Проекты с открытой координацией — координатор руководит работой групп;

9) Проекты со скрытой координацией — координатор не только руководит группой, но и сам является участником проекта;

10) Внутренние (региональные) — проекты организуются в одном учебном заведении в рамках одного предмета, внутри одного региона, страны;

11) Международные — данный вид проектов рассматривает работу участников из разных стран. Их реализация требует работы с информационными технологиями [3].

Рассмотрим реализацию метода проектов Жариковой А. А. с параллелью 6-х классов на уроках английского языка. Раздел «Искусство и культура», представленная в четвертой теме, включает тему «Традиционный фестиваль австралийского искусства» [4]. На первом этапе школьникам был предложен небольшой отрывок в исполнении традиционного австралийского инструмента диджериду для того, чтобы они угадали страну, о которой будет идти речь. С музыкальным отрывком у обучающихся возникли сложности, после чего им были предложены фотографии с достопримечательностями Австралии. После того как ученики угадали страну, их вниманию были представлены утверждения по типу «Верю-не-верю» по всему фестивалю, среди которых были следующие:

1) Юлонгу — это название традиционного музыкального инструмента.

2) Любой желающий может посетить фестиваль и др.

3) Каждый год фестиваль проходит в новом месте и др.

Далее школьники работали с лексическим материалом: работа со словарями, ключевыми словами, предложенными учителем, презентациями. Следующий этап включал работу с учебником «Звездный английский». Учащиеся прочитали и прослушали текст, ответили на вопрос учителя. Школьники делились мнениями, хотели бы они посетить Австралию или нет.

В результате были выбраны две темы. Две группы представили свои работы в виде коллажа на коллективном этапе работы. Одна из групп завершила работы синквейном. На отдельном уроке состоялась защита работ. Заключительная часть проекта состояла в оценке проектов. Жарикова А. А. отмечает, что проект был выполнен традиционным образом, то есть практически без помощи технологий. Однако, как подчеркивает исследователь, в современном мире дети большую часть времени проводят время за компьютерами, поэтому такой опыт, который школьники получили во время выполнения данного проекта, оказался для них полезным.

Существует обширное количество методологического и методического характера в помощь учителю в оценивании проектов. Рассмотрим две таблицы, которые предлагаются в одном из таких пособий:

Оценка ПДУ [5, с.4]

Рис.1. Оценка ПДУ [5, с.4]

Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Рис.2. Оценка продукта ПДУ [5, с.5]

Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Рис.3. Оценка продукта ПДУ [5, с.7]

Таким образом, стоит отметить актуальность метода проектов в учебном процессе. Благодаря научно-техническому процессу такие проекты представляются еще более интересными и познавательными для обучающихся. Метод проектов формирует и развивает у школьников такие качества, как самосовершенствование, планирование деятельности, коммуникативность, отстаивание своей точки зрения умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Благодаря различным видам проектов можно скоординировать работу обучающихся по необходимому направлению, не забывая об их интересах. Большое количество методических пособий могут помочь учителю оценить проекты обучающихся на высшем уровне.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Мазеина Л. Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–16.pdf
  3. Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка — Краснодарский край: историческая и социально-образовательная мысль, 2015.
  4. Жарикова А. А. Использование проектной методики в преподавании иностранного языка — СПб., 2017.
  5. О критериях деятельности проектной деятельности учащихся. URL: http://sch003.ucoz.ru/17–18/dokument/sistema_ocenivanija_prektnoj_dejatelnosti.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
лингводидактический потенциал
метод проектов
иностранный язык
виды проектов
критерии оценивания ПДУ
Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 257-260):
Часть 4 (стр. 235-315)
Расположение в файле:
стр. 235стр. 257-260стр. 315

Молодой учёный