В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном процессе. В работе освещены приобретаемые обучающимися качества при выполнении проектов на занятиях по английскому языку. Также в статье выделяются критерии оценивания проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: лингводидактический потенциал, метод проектов, иностранный язык, виды проектов, критерии оценивания ПДУ.
В современном мире в связи с социально-экономическими изменениями возникает потребность в активных людях, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Среди главных качеств таких людей выделяют активность, критичность мышления, самосовершенствование и поиск нового. Как отмечают ученые-педагоги, этому способствует смена дидактического материала. Обратимся к термину «лингводидактический потенциал». Как отмечается в словаре под ред. Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, лингводидактический потенциал — это «различные способы и возможности использования аутентичных материалов на изучаемом языке... в процессе преподавания и изучения иностранного языка» [1]. Нужно также менять формы и методы обучения, выделить индивидуализацию обучения. Акцент должен ставиться на самостоятельной работе обучающихся. Благодаря техническому прогрессу сделать это не представляется сложным.
Самостоятельная работа позволяет устранить пробелы материала, углубить его, а также способствует раскрытию потенциала обучающегося и повышению мотивации к изучаемому. Планирование своей деятельность является большим преимуществом самостоятельной работы.
В качестве такого способа изучения мы бы хотели рассмотреть метод проектов, который все больше набирает популярность в наши дни. Дж. Дьюи, основоположник «прагматической педагогики», отмечал, что метод проектов — это сочетание жизненного опыта, активной позиции, творческой деятельности, проектной деятельности и поставленной проблемы [2]. На сегодняшний день метод проектов является важнейшей составляющей реализации компетентностного подхода обучающихся. Во время выполнения проекта ученик ставит цель, планирует свою работу, обсуждает ее этапы, методы и сроки выполнения. Для ученика метод проектов — это, как и отмечалось ранее, планирование своей деятельности, возможность раскрыться творчески, саморазвитие. Полученные знания обучающиеся применяют на практике. Использование личностно-ориентированного подхода, как отмечает Репич Е.Б, «помогает создать положительный настрой к изучения АЯ…» [3]. Метод проектов для учителя означает реализацию компетентностного полхода и формирование личностных, коммуникативных, познавательных и других универсальных учебных действий. Репич выделяет следующие виды проектов:
1) Исследовательские — проекты, которые приближены к научному исследованию. В нем должна быть продумана структура, указаны цели, актуальность, источники и результаты;
2) Творческие — проекты, не имеющие определенной структуры;
3) Ролево-игровые — проекты, в которых обучающиеся принимают на себя роли, «обусловленные содержанием проекта»;
4) Информационные — главной задачей здесь является сбор информации;
5) Практико-ориентированные — проекты, которые ориентированные на социальные интересы обучающихся;
6) Монопроекты — проекты, которые проводятся в рамках одного проекта;
7) Межпредметные — проекты во внеурочное время;
8) Проекты с открытой координацией — координатор руководит работой групп;
9) Проекты со скрытой координацией — координатор не только руководит группой, но и сам является участником проекта;
10) Внутренние (региональные) — проекты организуются в одном учебном заведении в рамках одного предмета, внутри одного региона, страны;
11) Международные — данный вид проектов рассматривает работу участников из разных стран. Их реализация требует работы с информационными технологиями [3].
Рассмотрим реализацию метода проектов Жариковой А. А. с параллелью 6-х классов на уроках английского языка. Раздел «Искусство и культура», представленная в четвертой теме, включает тему «Традиционный фестиваль австралийского искусства» [4]. На первом этапе школьникам был предложен небольшой отрывок в исполнении традиционного австралийского инструмента диджериду для того, чтобы они угадали страну, о которой будет идти речь. С музыкальным отрывком у обучающихся возникли сложности, после чего им были предложены фотографии с достопримечательностями Австралии. После того как ученики угадали страну, их вниманию были представлены утверждения по типу «Верю-не-верю» по всему фестивалю, среди которых были следующие:
1) Юлонгу — это название традиционного музыкального инструмента.
2) Любой желающий может посетить фестиваль и др.
3) Каждый год фестиваль проходит в новом месте и др.
Далее школьники работали с лексическим материалом: работа со словарями, ключевыми словами, предложенными учителем, презентациями. Следующий этап включал работу с учебником «Звездный английский». Учащиеся прочитали и прослушали текст, ответили на вопрос учителя. Школьники делились мнениями, хотели бы они посетить Австралию или нет.
В результате были выбраны две темы. Две группы представили свои работы в виде коллажа на коллективном этапе работы. Одна из групп завершила работы синквейном. На отдельном уроке состоялась защита работ. Заключительная часть проекта состояла в оценке проектов. Жарикова А. А. отмечает, что проект был выполнен традиционным образом, то есть практически без помощи технологий. Однако, как подчеркивает исследователь, в современном мире дети большую часть времени проводят время за компьютерами, поэтому такой опыт, который школьники получили во время выполнения данного проекта, оказался для них полезным.
Существует обширное количество методологического и методического характера в помощь учителю в оценивании проектов. Рассмотрим две таблицы, которые предлагаются в одном из таких пособий:
Рис.1. Оценка ПДУ [5, с.4]
Рис.2. Оценка продукта ПДУ [5, с.5]
Рис.3. Оценка продукта ПДУ [5, с.7]
Таким образом, стоит отметить актуальность метода проектов в учебном процессе. Благодаря научно-техническому процессу такие проекты представляются еще более интересными и познавательными для обучающихся. Метод проектов формирует и развивает у школьников такие качества, как самосовершенствование, планирование деятельности, коммуникативность, отстаивание своей точки зрения умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Благодаря различным видам проектов можно скоординировать работу обучающихся по необходимому направлению, не забывая об их интересах. Большое количество методических пособий могут помочь учителю оценить проекты обучающихся на высшем уровне.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
- Мазеина Л. Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014–3–16.pdf
- Репич Е. Б. Метод проектов на уроках иностранного языка — Краснодарский край: историческая и социально-образовательная мысль, 2015.
- Жарикова А. А. Использование проектной методики в преподавании иностранного языка — СПб., 2017.
- О критериях деятельности проектной деятельности учащихся. URL: http://sch003.ucoz.ru/17–18/dokument/sistema_ocenivanija_prektnoj_dejatelnosti.pdf