Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Ириолова, А. Д. Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку / А. Д. Ириолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 612-613. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71194/ (дата обращения: 15.11.2024).



Модернизация образования, внедрение ФГОС обусловливают становление самостоятельной работы учащихся как одной из ведущих форм организации учебного процесса.

Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в школе, является одновременно целью и средством обучения. Существенным для понимания специфики предмета «Иностранный язык» является то, что его усвоение не дает обучаемому непосредственных знаний о реальной действительности. Язык выступает в большей степени средством формирования и формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности и свойства которой являются предметом других дисциплин [1].

В школе английский язык является не только средством обучения, знание его необходимо в процессе общения, использование межпредметных связей (география, биология, история) способствует активизации мышления учащихся, а языковая подготовка позволяет знакомиться с достижениями науки и техники за рубежом и иностранной литературой.

Таким образом, основная цель обучения английскому языку в школе — подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.

В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» формируются общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС:

– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятия информации на иностранном языке,

– умение вести диалог,

– способность пользоваться литературой на английском языке.

При изучении иностранного языка в процессе практико-ориентированного обучения используются проблемно-ситуационные технологии, способствующие повышению качества усвоения учебного материала, развитию навыков чтения, говорения, аудирования, письма.

В процессе внеурочной деятельности по иностранному языку в школе учитель использует следующие методы и приемы обучения: выполнение творческих заданий, проекты, заполнение анкеты, составление диалога, ролевая игра, из них наиболее эффективным является самостоятельная работа обучающихся, так как она развивает интеллектуальные и творческие способности, позволяющих им свободно выражать свою точку зрения на иностранном языке. Эффективность обучения повышается при работе малыми группами.

Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции.

В методике преподавания иностранных языков выделяют такие составляющие коммуникативной компетентности как:

лингвистическая компетенция: текст состоит из лексических единиц, объединенных с помощью грамматических правил в осмысленное высказывание (например, выписывание новых слов из текста, составление глоссария к тексту);

социолингвистическая компетенция, которая отражает способность использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели, ситуации общения и социальных ролей участников коммуникации (например, составьте словосочетания или предложения с новыми словами, вставьте подходящие по смыслу слова);

дискурсивная компетенция, то есть способность понимать и строить целостные, связные и логичные высказывания (например, высказывать свое мнение по проблемным вопросам, делать небольшие сообщения);

стратегическая компетенция, то есть вербальные и невербальные средства, к которым прибегают в случае, если коммуникация не состоялась;

социокультурная компетенция, то есть знания культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, умения их понимать и использовать в процессе общения;

социальная компетенция: умение взаимодействовать с другими, создание располагающей атмосферы, для того, чтобы обучающиеся не боялись высказать свое мнение по проблеме [3].

В процессе внеурочной деятельности по иностранному языку используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: реферирование, работа с текстами, учебные проекты, контрольные работы, творческие задания, проблемные ситуации, эссе, работа с электронным учебником, научная деятельность обучающихся — написание научной работы, выступление с докладом на конференциях и др.

Практический опыт показывает, что:

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Учащиеся школы принимают участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня, например, учащийся 6 В класса Слятин Семен принял участие во Всероссийском конкурсе школьников «Радуга проектов» и был удостоен призового III места за работу «Английские и русские пословицы о здоровье»; учащийся 9 В и 8 А класса Соловьев Артем Лапшина Валентина приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции для учащихся и студентов «Сократ» (2015, 2017).

Кроме того, учащиеся школы систематически принимают участие в Международном блицтурнире по английскому языку Rainbow (2017, 2019), V Всероссийском дистанционной олимпиаде с международным участием (2017), Международном конкурсе по иностранным языкам «Я — лингвист» и других.

Также в школе учителя английского языка проводят предметную неделю, в рамках которой мы организуем олимпиады, конкурсы, творческие задания, викторины, заочные путешествия.

Следовательно, участие во внеурочной деятельности, как одной из форм самостоятельной работы, позволяет обучающимся развивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС.

Литература:

1 Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2007. 336 с.

2 Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. — Смоленск. Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.

3 Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991, 223 с.

4 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 2006. 239с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внеурочная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, III, процесс общения, работа, самостоятельная работа обучающихся, средство обучения.


Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Формирование лидерских качеств в учебной деятельности посредством обучения английскому языку

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Формирование лидерских качеств в учебной деятельности посредством обучения английскому языку

Внеклассная работа на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения

Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка

Задать вопрос