Модернизация образования, внедрение ФГОС обусловливают становление самостоятельной работы учащихся как одной из ведущих форм организации учебного процесса.
Иностранный язык в отличие от других учебных предметов, изучаемых в школе, является одновременно целью и средством обучения. Существенным для понимания специфики предмета «Иностранный язык» является то, что его усвоение не дает обучаемому непосредственных знаний о реальной действительности. Язык выступает в большей степени средством формирования и формой существования и выражения мысли об объективной действительности, закономерности и свойства которой являются предметом других дисциплин [1].
В школе английский язык является не только средством обучения, знание его необходимо в процессе общения, использование межпредметных связей (география, биология, история) способствует активизации мышления учащихся, а языковая подготовка позволяет знакомиться с достижениями науки и техники за рубежом и иностранной литературой.
Таким образом, основная цель обучения английскому языку в школе — подготовка обучающихся к общению на иностранном языке.
В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» формируются общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС:
– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятия информации на иностранном языке,
– умение вести диалог,
– способность пользоваться литературой на английском языке.
При изучении иностранного языка в процессе практико-ориентированного обучения используются проблемно-ситуационные технологии, способствующие повышению качества усвоения учебного материала, развитию навыков чтения, говорения, аудирования, письма.
В процессе внеурочной деятельности по иностранному языку в школе учитель использует следующие методы и приемы обучения: выполнение творческих заданий, проекты, заполнение анкеты, составление диалога, ролевая игра, из них наиболее эффективным является самостоятельная работа обучающихся, так как она развивает интеллектуальные и творческие способности, позволяющих им свободно выражать свою точку зрения на иностранном языке. Эффективность обучения повышается при работе малыми группами.
Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции.
В методике преподавания иностранных языков выделяют такие составляющие коммуникативной компетентности как:
– лингвистическая компетенция: текст состоит из лексических единиц, объединенных с помощью грамматических правил в осмысленное высказывание (например, выписывание новых слов из текста, составление глоссария к тексту);
– социолингвистическая компетенция, которая отражает способность использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели, ситуации общения и социальных ролей участников коммуникации (например, составьте словосочетания или предложения с новыми словами, вставьте подходящие по смыслу слова);
– дискурсивная компетенция, то есть способность понимать и строить целостные, связные и логичные высказывания (например, высказывать свое мнение по проблемным вопросам, делать небольшие сообщения);
– стратегическая компетенция, то есть вербальные и невербальные средства, к которым прибегают в случае, если коммуникация не состоялась;
– социокультурная компетенция, то есть знания культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения, умения их понимать и использовать в процессе общения;
– социальная компетенция: умение взаимодействовать с другими, создание располагающей атмосферы, для того, чтобы обучающиеся не боялись высказать свое мнение по проблеме [3].
В процессе внеурочной деятельности по иностранному языку используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: реферирование, работа с текстами, учебные проекты, контрольные работы, творческие задания, проблемные ситуации, эссе, работа с электронным учебником, научная деятельность обучающихся — написание научной работы, выступление с докладом на конференциях и др.
Практический опыт показывает, что:
- Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
- Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
- При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
- С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Учащиеся школы принимают участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня, например, учащийся 6 В класса Слятин Семен принял участие во Всероссийском конкурсе школьников «Радуга проектов» и был удостоен призового III места за работу «Английские и русские пословицы о здоровье»; учащийся 9 В и 8 А класса Соловьев Артем Лапшина Валентина приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции для учащихся и студентов «Сократ» (2015, 2017).
Кроме того, учащиеся школы систематически принимают участие в Международном блицтурнире по английскому языку Rainbow (2017, 2019), V Всероссийском дистанционной олимпиаде с международным участием (2017), Международном конкурсе по иностранным языкам «Я — лингвист» и других.
Также в школе учителя английского языка проводят предметную неделю, в рамках которой мы организуем олимпиады, конкурсы, творческие задания, викторины, заочные путешествия.
Следовательно, участие во внеурочной деятельности, как одной из форм самостоятельной работы, позволяет обучающимся развивать общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС.
Литература:
1 Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.- М.: Академия, 2007. 336 с.
2 Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. — Смоленск. Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
3 Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991, 223 с.
4 Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 2006. 239с.