Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (165) август 2017 г.

Дата публикации: 04.08.2017

Статья просмотрена: 849 раз

Библиографическое описание:

Турумова, Т. Х. Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического курса русского языка / Т. Х. Турумова, Г. А. Тангрибергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 31 (165). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/165/45127/ (дата обращения: 16.11.2024).



Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Эти понятия неразрывно связаны с понятием культуры речи. Культура речи включает в себе, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления) и, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания. Сейчас термин «норма» прочно вошёл в педагогический обиход. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка. Именно в стенах школы и вуза исправляются и шлифуются языковые навыки, здесь формируется правильная литературная речь. Учитель-словесник должен знать не только наиболее уязвимые участки современного словоупотребления, но и учитывать основные направления в развитии русского литературного языка. В литературном языке имеется тысячи вариантов, которые возникают вследствие развития языка. Часто случается, что оба варианта отвечают требованиям нормы, допустимых в пределах литературной речи, но обладает определенным функциональным своеобразием. Характеристика этих особенностей — нелегкая, но весьма важная задача обучения русскому языку. Понятие нормы языка неразрывно связано с стилистикой, ведь у каждого стиля есть свои нормы. Одним из важных аспектов обучения правильной речи является аспект стилистический, при котором закрепляются и углубляются известные средства языка: особое внимание обращается на их функционирование в различных стилях и жанрах.

Выяснение эстетически значимых языковых единиц создает условия для реализации важнейшего принципа — принципа оценки выразительности речи. Многие учащиеся из-за незнания выразительных средств языка не в состоянии понять эмоциональной стороны художественных текстов, на различают значений слов и их грамматической формы по их употреблению в разных стилях речи.

В процессе обучения лексике надо воспитывать у учащихся сознательное отношение к слову, развивать в них умение осмысленно пользоваться собственной речью в различных коммуникативных целях.

Пути углубления лексикологических понятий различны: нахождение лексических средств и выяснение их стилистической роли, полный или частичный лексико-стилистический анализ текста. Важно обратить внимание на такие понятия, как ««значение слова», «многозначность», «синонимия и антонимия», «омонимия». Центральным понятием лексикологии является значение слова, его способность иметь несколько значений. При знакомстве с этими понятиями можно предложить студентам задания следующего типа:

Укажите значения многозначных слов, определите, какие из них используются в качестве биологических терминов: корень, брожение, почва, кора, плодородный, порода, синтез, сорняки.

При повторении сведений о стилистической окраске слов полезно познакомить студентов с имеющимися в словаре пометами (на примере словаря С. И. Ожегова).

Словарь русского языка С. И. Ожегова является одним из самых распространенных пособий по повышению культуры речи. При непосредственном знакомстве с пометами словаря учащиеся узнают, что помета (книжн.) означает, например, что слово характерно для письменного, книжного изложения, помета (разг.) означает, что слово свойственно устной разговорной речи. Аналогичным образом ведется работа по выяснению значения остальных помет. Учащиеся самостоятельно выискивают в словаре слова с различными пометами, указывающими стилистическую принадлежность слова. В процессе подобной работы учащиеся узнают, что каждое слово имеет свой облик, свою стилистическую окраску и свое назначение в речи. Для закрепления навыков различения слов разговорных, книжных и нейтральных можно предложить задания типа:

Задание 1. Укажите сферу употребления следующих слов:

Система, протоплазма, клеточные включения, вещество, время, протокол, питаться, кушать, молекула, болтать, химичить, формула.

Задание 2. Используя данные термины, составьте микротекст о чае:

кустарник, многолетний, гнезда, кислый, плодородный, высевать, лунки, соцветие, переносимость, температурный режим.

Задание 3. Используя данные термины, составьте диалог: клубни, витамины, белки, минеральные соли, крахмал, произрастание, волокно, стебель, лимонная кислота.

Целенаправленная работа по знакомству со стилистической окраской слова способствует развитию навыков стилистического разграничения слов, умения выбирать соответствующий словесный материал для той или иной коммуникативной ситуации. Большие возможности для работы по культуре речи и стилистике открываются при изучении материалов по морфологии и синтаксису. К примеру, при изучении имени существительного надо обратить внимание учащихся на то, что данная часть речи широкоупотребительна в различных стилях и жанрах речи. С этой целью можно взять фрагмент текста по специальности, используемый на занятиях: Говоря о жанре текста, преподаватель, отмечает, что данный текст научного стиля речи. При выяснении языковых особенностей можно ограничиться работой над существительными из этого текста. Обращается внимание, что некоторые из них являются научными терминами, что характерно для научного стиля.

Для сравнения можно предложить стихотворный текст или фрагмент из художественного текста.

Одним из рациональных методов и приемов организации стилистической работы является стилистический анализ, ценность которого в том, что он помогает учащимся увидеть скрытую для неопытного глаза систему языковых единиц, которая формирует стилистический облик изучаемого текста. Целенаправленный анализ различных стилей и жанров речи дает возможность учащимся углубить знания о функциональных стилях речи, о функционировании в них различных языковых средств, развить у них чувство стиля. С помощью стилистического анализа учащиеся контролируют результаты своей речевой деятельности.

Цель стилистического анализа — прояснить взаимоотношения между задачами коммуникации в той или иной сфере речевой деятельности.

На занятиях Практического курса русского языка мы знакомим студентов с текстами научного стиля в соответствии с профилем их будущей специальности.

Особенности стиля научных текстов определяются их содержанием и целями сообщения — передать научную информацию предельно точно, полно, логически выдержано, объективно, вскрыть причинно-следственные отношения между явлениями. Стилистический анализ такого текста дает возможность установить, как достигает автор текста строгой, подчеркнутой логичности, точности и ясности изложения. Большое внимание уделяется выявлению особенностей языковых средств, их объединению в тексте. Например, обращается внимание на именной характер научной речи, дающий возможность делать обобщения.

Литература:

  1. Иконников С. И. Стилистика в курсе русского языка. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Черемисин П. Г. Пособие по стилистике русского языка. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): стилистический анализ, культура речи, литературный язык, русский язык, текст, научный стиль, повышение культуры речи, речевая деятельность, слово, термин.


Похожие статьи

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Похожие статьи

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Задать вопрос