Статья посвящена вопросам учебно-познавательной деятельности студентов а также самостоятельной работе, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: психологическая трансформация обучающихся, объем и концентрация материала, воспитывающие психологическая и практическая подготовка, культура речи, функциональный стиль.
Образование и воспитание, являясь продуктом сознания, одновременно являются и факторами, определяющими уровень развития личности. Не изменив систему образования, нельзя изменить сознание, и, собственно, разум, невозможно достичь высшей цели — построить свободное и процветающее общество.
И. А. Каримов
Формирование самостоятельно и свободно мыслящей личности, способной сознательно участвовать в общественно-политической жизни, активно влиять на социальные процессы, ответственность за судьбу страны, семьи — вот главный приоритет Национальной программы по подготовке кадров. Ее осуществление должно быть увязано с идеологией национальной независимости, которая «по своей сущности и содержанию представляет собой важный критерий духовной жизни общества, действенную программу его коренного преобразования, устремленности в будущее, формирования нового мировоззрения у людей, развития общественной мысли» [1].
Образование — это фактор, влияющий на уровень развития человеческого капитала и, следовательно, страны. Поэтому состояние образовательной системы, соответствие задачам экономического и общественного развития страны входят в число приоритетов государственной политики в Узбекистане. Подтверждением этому служит принятая в республике Национальная программа подготовки кадров [2].
Речь идёт о новом взгляде на образование как систему воспитания компетентного и мобильного человека, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Выпасть из общемирового процесса в данном случае — значит ограничить потенциал развития народа и государства, общества и отдельно взятой личности. Известно, что на втором этапе реализации Национальной программы по подготовке кадров (2001–2005г.г.) предусмотрено: "...учебно-воспитательный процесс обеспечивается... передовыми педагогическими технологиями». В подразделе НППК «Высшее образование» содержится требование "... интенсифицировать обучение... с использованием новых педагогических... технологий». В п. 3. 4. НППК предусмотрено «... разработать меры по обеспечению связи науки с образовательной практикой... по созданию и освоению передовых педагогических технологий» [3]. Эти положения НППК отражают социальный заказ общества, который выразил Президент ИсламКаримов «Совершенно недопустимо, когда... преподавание продолжает вестись старыми, допотопными методами.».. Такие подходы к процессу обучения и предопределили актуальность избранной темы исследования. Актуальность избранной нами темы квалификационной работы определяется необходимостью создания методической и практической базы для разработки и использования новых педагогических технологий (далее — НПТ), тем самым полнее реализовать ее возможности для усиления практической и воспитательной направленности процесса обучения, а в дальнейшем — кардинального изменения самого процесса обучения [4].
Высшее образование направлено на подготовку специалистов, которые могут успешно решать практические, теоретические и исследовательские задачи, связанные с выбранной профессией. Кроме того, выпускник вуза должен быть не только мастером своего дела, но и интеллигентом в самом широком смысле этого слова, что напрямую связано с правильной, точной, выразительной речью.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»
Следовательно, необходимость дисциплины «Культура речи» в вузе очевидна. Бесспорно также и то, что высшее образование требует от студентов преимущественно самостоятельной работы, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.
Культура речи — понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи — это Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка — дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и некоторых других обособленных образований. Диалекты — это местные народные говоры, весьма различные с точки зрения произношения (на Севере окают, на Юге якают), лексики, грамматики. Просторечие едино, но все же недостаточно упорядочено по своим нормам. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.... Литературный язык — это. разумеется, далеко не одно и то же. что язык художественной литературы В основе языка художественной литературы лежит литературный язык. И, более того, литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы. И все же язык художественной литературы ~ это особое явление. Его главная отличительная черта состоит в том. что он несет в себе большую эстетическую нагрузку. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут привлекаться диалекты и другие нелитературные элементы. Поскольку не каждый из студентов гуманитарных вузов может (даже если и хочет) стать писателем, вопрос о писательском языковом мастерстве и языке художественной литературы в данной статье не рассматривается. Однако отметим: без знания основ культуры речи в наше время трудно себе представить подлинного интеллигента. Высшее образование требует от студентов преимущественно самостоятельной работы, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении [5].
Перечислим главные:
- Психологическая трансформация обучающихся: из учеников — в студенты. В этот период закладываются основы нового подхода к овладению знаниями.
- Объем и концентрация материала, когда на изучение важных тем отводится небольшое количество часов.
- Выработка навыков исследовательской деятельности и подготовка к выполнению семинарских докладов, курсовых работ, написанию бакалаврской работы и магистерской диссертации.
Понятность речи По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной обще значимости. Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы — лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере профессиональной, территориальной, социальной. Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.
Профессионализмами называются слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, электронщики, плот-ники, шахтеры и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям.
Диалектная лексика — слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, по-нятные лишь жителю данной местности. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах): жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).
Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп [6].
Как писал А. П. Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать.Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.
Литература:
- Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана Т., Шарк,1997. с. 18
- Каримов И. А. Доклад на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2000 году и приоритетным направлениям либерализации и углубления экономических реформ в 2001 году. / Народное слово от 16.02.2001г.
- Лихачев Д. С. Заветное. — М: «Издательский, образовательный и культурныйцентр «Детство», «Отрочество», «Юность»: ОАО «Московские учебники», 2007. — С. 159.
- Практикум по развитию речи: Учебное пособие для студентов национальных групп педагогических институтов. 4.2 /Г. Г. Городилова, А. Г. Хмара, А. А. Баранникова и др. — Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1991. — С. 58.
- Колесникова Н. И. От конспекта до диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. 3 изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. Русский язык и культура речи: практикум/под ред.проф. В. И. Максимова.-2 изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2007. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. — 3-е.изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2007.
- Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. — 3-е изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово -РС», 2007. С.166.