Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование культуры речевого общения младших школьников

Педагогика
13.11.2019
1210
Поделиться
Библиографическое описание
Смердова, А. В. Формирование культуры речевого общения младших школьников / А. В. Смердова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63873/.


Повышение речевой культуры школьников является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Это определяется задачами образования на современном этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, которые заявлены в программах для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС НОО. В данных документах акцентируется внимание на необходимость формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала младшего школьника, повышения его культуры речевого общения. В соответствии с обозначенными требованиями приоритетным направлением в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие культуры речевого общения обучающихся.

Понятие «культура» является категорией таких наук, как история, философия, культурология. Оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, которые были созданы человечеством [8].

Культура создана человеком в процессе деятельности, создана для человека, который является и объектом, и субъектом культуры, и творцом культуры. Культура представляет собой результат деятельности человека, богатство, накопленное человечеством. Значение культуры заключается в том, что она дает возможность человеку самовыразиться, проявить себя творчески и запечатлеть в определенных духовных и материальных объектах. Культура раскрывает личность человека [3].

Культура речевого общения — это понятие многозначное, включающее владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.

Ш. А. Амонашвили принадлежит не только термин, но и конкретизация цели и задач речевого воспитания. Ученый уверен, что в основе речевого воспитания лежит общечеловеческая идея: «воспитание в ребенке умения и потребности доставлять людям радость с помощью речи, сопереживать, сочувствовать им в беде, облегчать страдания, сеять правду и доброту» [2]. Ш. А. Амонашвили определяет в качестве цели речевого воспитания очищение речи и поведения детей от «оскорбляющей окружающих грязи», привитие им вкуса «к нравственно стерилизованной, доброй речи» [1], а следовательно, «речевое воспитание — это воспитание любви к человеку, глубокого уважения к нему» [2].

Нельзя отрицать, что одной из целей обучения является развитие коммуникативной компетентности. Данную цель в современном образовании можно достичь не только на уроках, связанных с развитием речи, но и в воспитательной работе педагога. Приоритетными для решения данной педагогической задачи необходимо считать уроки русского языка и литературного чтения. Именно на этих уроках осуществляется межличностное общение с носителями языка не только средствами владения диалоговой (устной) речи, но и через прочтение художественных текстов (литературная речь).

В начальной школе ребенок сталкивается с понятием речевой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта, жаргона, задумывается об уместности определения тех или иных средств языка в определенных ситуациях. Программа начальной школы не предусматривает введение понятия «культура речи» ввиду его сложности и неоднозначности, но предполагает осознанное усвоение и принятие младшим школьником правил и норм, регламентирующих речь ребенка в ситуациях устного и письменного общения. Иначе говоря, происходит совершенствование умений в области культуры речи и воспитание культуры речевого поведения.

Для того чтобы заложить основы культуры речевого поведения необходимо сделать речь (сначала чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения к ней учащихся. Для решения этой задачи в содержание обучения включается:

− формирование представлений о речи как способе общения между людьми, об основных требованиях к речи и разновидностях речи: устной и письменной;

− формирование представлений о стилевой дифференциации речи в зависимости от задачи и условий общения;

− формирование знаний о правилах речевого поведения и этикетных формулах, используемых в некоторых ситуациях, и умения следовать этим правилам в общении со знакомыми и незнакомыми людьми [6].

Такая работа проводится, как правило, в практическом плане: младшие школьники не заучивают определений, в большинстве случаев даже не пользуются соответствующими терминами, но овладевают содержанием вводимых понятий в процессе организованных учителем наблюдений за речью и речевым поведением людей в разных ситуациях общения. Так обучающиеся приучаются обращать внимание на речь окружающих и свою собственную, анализировать и оценивать чужое и свое речевое поведение.

Основным методом передачи знаний о речи и правилах речевого поведения является беседа, связанная с наблюдением за речью и речевым поведением людей в той или иной ситуации общения. Учитель подбирает, в зависимости от темы, примеры речевого поведения или организует деятельность обучающихся, в которой проявляется приобретенный ими ранее опыт речевого поведения, и с помощью системы вопросов направляет внимание детей на существенные признаки формируемых понятий или особенности речевого поведения, которые способствуют или, наоборот, препятствуют достижению взаимопонимания между участниками общения [7].

Материалом для проведения подобных наблюдений и формулирования выводов о правилах речевого поведения и особенностях речи могут служить не только положительные, образцовые примеры, но и негативные. В таких примерах нужные для выводов особенности могут проявляться более явно, что облегчит их усвоение учащимися.

Для закрепления у младших школьников полученных знаний об особенностях речевого поведения и выработки внимания к речи окружающих и своей собственной учителю необходимо делать следующее:

− привлекать внимание детей к соблюдению правил речи;

− побуждать обучающихся к анализу речи и установлению ее соответствия условиям и задачам общения;

− способствовать осознанию младшими школьниками цели любого высказывания при его подготовке [5].

Для того чтобы научить младших школьников культуре речевого поведения в актуальных для детей этого возраста ситуациях общения, учителю следует использовать такие приемы, как анализ и разыгрывание речевых ситуаций (ситуативные упражнения). Для анализа можно использовать ситуации, описанные в произведениях литературы, представленные в фильмах или в реальной жизни детей. Разыгрывание ситуаций, как никакой другой прием обучения, позволяет ребенку подготовиться к действиям в реальной ситуации общения.

Также большое значение для развития культуры речи имеет качественный дидактический материал: речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов, образцовая речь дикторов телевидения, актёров, в записи на электронных носителях, памятки по использованию этикетных форм общения, информационные бюллетени, карточки с адаптивной помощью для индивидуальной работы. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать речевые ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства [4].

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. Созидая человека. — М.: Знание, 1982. — 95 с.
  3. Воронцова Т. А. Культура речи. Учебное пособие. — Ижевск, 2011. — 141с.
  4. Иванова, С. Ф. Воспитание культуры речи у школьников. — М.: Просвещение, 2010. — 102 с.
  5. Казарцева, О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. — М.: Флинта, 2008. — 496 с.
  6. Мизинина, И. Н. Русский язык и культура речи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. — 237 с.
  7. Синицын, В. А. Современные подходы к развитию речи младших школьников // Начальная школа. — 2012. — № 2. — С. 10–19.
  8. Стрельчук, Е.Н. «Коммуникативная культура» и «культура речевого общения»: синонимичные понятия? // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 4. — С. 276 –278.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 302-304):
Часть 4 (стр. 241-327)
Расположение в файле:
стр. 241стр. 302-304стр. 327

Молодой учёный