Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 07.05.2014

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Камалова, Х. А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку / Х. А. Камалова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5629/ (дата обращения: 16.11.2024).

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам».

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. [10]

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В качестве одной из важнейших задач школы сегодня становится формирование активной личности, готовой мыслить творчески и находить нестандартные решения, плодотворно жить в современных условиях, готовой к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

Именно ситуация выбора позволяет ребенку стать активным и самостоятельным субъектом своего учения, т. е. предоставляет возможность каждому устанавливать и достигать собственные цели, планировать свою учебную деятельность; выбирать как содержание, так и организационные формы обучения.

Каждый современный педагог обязан создавать условия для развития и саморазвития не только нравственных качеств личности, но и развитие творческих способностей — не только научить детей, но и зародить интерес, показать направление, превратить в творческую личность, научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике. Все, что ребенок познал теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Для достижения такого результата первостепенное значение имеет развитие самостоятельного мышления детей. Важно научить детей находить и самостоятельно решать проблемы с привлечением междисциплинарных знаний и метапредметных умений, необходимо научить ребенка прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Помимо прочего, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Все эти вопросы успешно решаются в процессе применения проектной        методики.

Метод проектов всегда предполагает развитие самостоятельной деятельности учащихся — индивидуальной, парной, групповой. Проектная деятельность создаёт условия для привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самовоспитанию.

Участие в проекте также способствует общению учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску дополнительной информации, помогает развитию чувства ответственности за выполненную работу, способствует творческому саморазвитию личности. Использование проектной деятельности способствуют умению осуществлять совместную деятельность, формированию навыков взаимопомощи, выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.

В курсе изучения немецкого языка метод проектов может использоваться практически по любой теме, («Человек и его окружение», «Моя школа», «Моя страна», «Мой город» и т. д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний и метапредметных умений. Дети должны владеть определёнными творческими и коммуникативными умениями.

Каждый проект (будь то исследовательский, творческий, ролево-игровой или информационный) содержит в себе элементы творчества. Применение метода творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся; научить решать новые, нетиповые задачи; выявить деловые качества. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разнообразна: учебное пособие для кабинета иностранного языка по изучаемой теме, или просто наглядное пособие, компьютерная презентация учебного материала, газета, макет и др.

На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление пассивности учащихся на уроках,боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. У школьников развиваются самостоятельность, творчество, активность,необходимые им в процессе обучения. Они начинают осознавать, что все интересное — сложно, все сложное — интересно. Еще одним плюсом этой технологии является то, что этот метод дает возможность найти применение индивидуальным способностям ребенка, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют различные словари и справочники. Они воспринимают работу над проектом с интересом и энтузиазмом. Когда приходит время начинать подготовку проекта, в их головах уже созревает множество интересных идей, которые мы обсуждаем в классе и решаем, какой же мы будем готовить проект. Поэтому при завершении одной и той же темы в разных классах получаются самые различные проекты. Так, работу над темой «Die Familie» впятом классе мы завершали творческимпроектом «Моя семья», поскольку большинство учащихся предпочли работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. С большим энтузиазмом готовили дети проекты о своей семье — кто-то готовил коллаж «Моя веселая семья», кто-то фотоальбом «Моя семья самая лучшая», кто альбом-презентацию «Моя прекрасная семья». В качестве экспертной группы были приглашены учащиеся других классов, которые с удовольствием подвели итоги и выбрали понравившиеся им проекты, прокомментировав свое решение. Причем в состав жюри вошли дети, которые в меньшей степени мотивированы на учебу. Участие в комиссии по подведению итогов их очень заинтересовало и, думаю, на будущий год они с удовольствием примут участие в создании собственного проекта.

В качестве примера хочу предложить учебный проект, используемый при изучении темы «Меinе Рroblemе in der Familiе». Поскольку применение проектного обучения наиболее целесообразно на заключительном этапе работы над изучаемой темой, предполагается, что эта работа по введению и отработке лексических и грамматических явлений уже проведена. Понятно, что при выполнении заданий ученик неизбежно выйдет за рамки имеющихся знаний и столкнется с трудностями лексического и грамматического характера. Ему придется обратиться за разъяснениями к учителю или справочной литературе. Проект «Рrobleme der Jugendlichen in der Familie»

1. Преподаватель предлагает учащимся четыре картинки, объединенные одним сюжетом: возвращение с работы отца, раздраженного выговором начальника, его столкновение с сыном-подростком и ссора с женой из-за какой-то мелочи. Учащиеся могут разыграть сценки по каждой картинке, самостоятельно или с помощью учителя придумав диалоги. Далее им предлагается продолжить развить ситуацию в форме рассказа или нарисованных картинок.

2. После беседы с учащимся им предлагается прочесть текст определенной педагогической направленности.

3. Учитель просит поделиться впечатлениями о прочитанном. Для передачи своих чувств предлагаются опорные клише.

4. После небольших размышлений учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

5. Далее предлагается дать альтернативное название текста.

6. Обсуждение проблемы взаимопонимания в семье происходит в рабочих группах, причем каждая из групп предлагает собственные варианты («Die häufigsten Streite/ Verbote/Probleme/Konflikte in der Familie»). Так, одна из групп осуществляет по подпроблеме «Die häufigsten Streite in der Familie», в ходе поисковой деятельности учащиеся делают выводы о причинах наиболее распространенных разногласий между членами семьи. Результаты оформляются в виде таблицы.

Вторая группа группа учащихся осуществляет поисковую деятельность по обобщению наиболее распространенных запретов, высказываемых родителями. Данные опроса также могу быть оформлены в виде таблицы.

7. Результаты проведенных опросов докладываются каждой рабочей группой. Вполне вероятно, что учащиеся пожелают выйти за рамки своей подтемы, в этом случае роль преподавателя заключается в правильном координировании дискуссии между учащимися.

8.Результатом работы является составление творческого проекта «Eine Traumfamilie». Совместно обговариваются наиболее важные составляющие модели идеальной семьи.

Таким образом ребята снова возвращаются к проблемам семейной жизни, но на более глубоком уровне осмысления. Затем следует презентация проектов, которая включает в себя изложение наработанных группой объяснений и ответов на уточняющие вопросы, возражения, сторонние комментарии. На презентацию можно пригласить учащихся параллельных классов, педагогов, родителей. Как правило, итоговые проекты так или иначе затрагивают рассмотренные ранее аспекты, причем всеми признается важность проявления восприимчивости и понимания по отношению к членам семьи.

Возможно, открытые в ходе поисковой деятельности принципы построения идеальной семьи станут затем нравственными ориентирами в семьях самих учащихся.

В данном реферате невозможно перечислить все проекты, их было много: маленьких и больших, успешных и не очень. Обычно на подготовку проекта уходит от 4 до 9 уроков в зависимости от сложности проекта, необходимости работы с дополнительными источниками или проведения каких-либо исследований по теме проекта.

Защита каждого проекта сопровождается демонстрацией всевозможных красочных наглядных средств, таких, как плакаты, стенгазеты, коллажи, видеофильмы.

Трудности при работе над проектами неизбежны. Не всегда дети готовы обсуждать организационные вопросы на иностранном языке, нередко присутствуют речевые ошибки, не хватает дополнительной литературы на языке. Поэтому роль и участие учителя в работе велики: в некоторых случаях перед разработкой проблемы необходимо ввести и отработать лексико-грамматический материал, в других — педагог может только подсказать направление поиска, дать опоры. МОЖНО И НУЖНО привлекать к работе родителей учеников. От самого учителя требуется высокая профессиональная подготовка, знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей. Но данная форма организации учебной деятельности приносит удовлетворение от полученных результатов, особенно на фоне нынешней доминирующей роли английского языка как языка международного общения. Дети видят, что не только английский язык нужен в этом мире, что знание немецкого языка также открывает большие возможности для познания другой культуры, для установления контактов с немецкоговорящими странами, у учащихся развивается интерес к овладению немецким языком, укрепляются межличностные отношения, осуществляется личностный рост и самосовершенствование учащегося.

Литература:

1.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» old.mon.gov.ru

2.      Метод проектов на уроках ин. языка. Е. С. Полат. Иностранные языки в школе. № 2, 2000г,стр.3.

3.      Использование проектной методики на уроках немецкого языка. Н. Г.Чанилова. Иностранные языки в школе. N 4, 2000г, стр. 62.

4.      И. Л. Бим “Шаги 3 Учебник немецкого языка для 9 класса» М.: “Просвещение” 2010.

5.      Г. И. Воронина, «Немецкий язык, контакты» М.:«Просвещение» 2010.

6.      Г. Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.

7.      Проект на уроках немецкого языка. Е. М. Борисова. Ин. языки в школе. № 2, 1998г, стр.27.

8.      http://festival.1september.ru/articles/510759/

9.      http://festival.1september.ru/articles/516478

10.  Образовательная инициатива «Наша новая школа». Д. Медведев.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, учащийся, иностранный язык, подготовка проекта, поисковая деятельность, ребенок, учебная деятельность, английский язык, идеальная семья, немецкий язык.

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ формирования активной мотивации обучения

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Проектная деятельность на уроках математики как средство формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время