Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 10.06.2015

Статья просмотрена: 3087 раз

Библиографическое описание:

Окунева, Н. Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС / Н. Ф. Окунева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8260/ (дата обращения: 17.12.2024).

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Какими могут быть пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время?

На уроках применяю технологию проблемного обучения. В процессе этого реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Поэтому «точка удивления» или проблемная ситуация для меня являются отправными моментами в дальнейшей организации урока, подборе форм и видов учебной деятельности школьников. Вот почему в начале изучения творчества писателя или отдельного произведения стараюсь найти что-то интересное в тексте, на что ребята, может быть, и не обратили бы внимания. Практикую, начиная с 5-го класса, работу в творческих группах, выполняющих задания поискового, творческого, исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование УУД. Считаю, что для успешного читательского развития непременным условием должно быть «опережение» заданий и прочтение текстов. Сегодня это сделать особенно трудно. Все знаем, что от предложенного ученикам (даже заранее) перечня заданий, вопросов, статей, книг, дети не заинтересуются предметом. Причина в том, что нужна работа «по преображению своего сознания». Нужны такие тексты, виды заданий, при выполнении которых ученик оказывается в ситуации «открытия, удивления, сопереживания». Приведу несколько примеров таких заданий: «В «Песне о вещем Олеге» есть перекличка с современностью? Всегда ли авторы осуждают войну? Какое оно — «Тридесятое царство»? Совпадает ли выбор героя с нравственной позицией автора произведения и твоей?»

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и приём «Знаю — хочу узнать — узнал — научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой информации; «Научился» — осознание результативности деятельности. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные — неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя приём «Верные — неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда обучающимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

В формировании УУД очень продуктивны такие уроки, как «Защита проекта». Эти уроки требуют длительной подготовки. Проектная деятельность способствует:

-          формированию социально активной творческой личности;

-          повышению мотивации к получению знаний;

-          возможности видеть продукт собственного труда.

Ученики с удовольствием занимаются выпуском школьной газеты, реализуют свои индивидуальные способности. У нас есть и журналисты, и фотографы, и художники, и корректоры, и главный редактор.

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приёмы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» — особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия.

Для формирования УУД можно отнести такие задания, как

-          работа по составлению плана текста и плана своих действий;

-          сопоставительный анализ своего «Я» с героями литературных произведений;

-          пересказ текста от лица литературного героя;

-          нравственно-этическое оценивание действий персонажа;

-          прослеживание судьбы, позиции героя и обретение новых жизненных смыслов;

-          сопоставление взглядов автора, критика на произведение, поступки героя;

-          умение устанавливать причинно-следственную связь героев, их поступков, а также развития сюжета, конфликта и его разрешения;

-          выявление эстетических ценностей через анализ поэтических текстов;

-          переживание сопричастности истории, жизни своей Родины, подвигу народа.

На уроках русского языка формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Это

-          владение всеми видами речевой деятельности;

-          умение вести диалоги со сверстниками и взрослыми;

-          восприятие устной и письменной речи;

-          умение грамотно излагать свою точку зрения;

-          соблюдение норм устной и письменной речи, правил речевого этикета.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется через изучение всех тем раздела «Речь», через анализ текстов разных жанров, стилей и типов речи; через проведение деловых игр, языковых праздников; через моделирование текстов разных стилей и жанров.

Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через такие виды работ, в которых ученикам приходится формулировать проблему; приводить аргументы, строить цепь доказательств; осуществлять библиографический поиск, извлекать и систематизировать необходимую информацию из различных источников. Все эти действия имеют место, например, на уроках подготовки обучающихся к ГИА. Познавательные универсальные учебные действия формируются и через задания, связанные с компрессией текста. Без навыков сжатия информации невозможно написать сжатое изложение, трудно подготовить пересказ учебной статьи, сообщение, написать сочинение, наконец, выделить в тексте абзацы, микротемы, занести теоретический материал в таблицу, схему.

Формирование личностных универсальных учебных действий, таких, как смыслообразование, самоопределение, регулятивных действий осуществляю как классный руководитель и как учитель-предметник через систему классных часов, организацию экскурсий, анкетирование, участие в классных и общешкольных делах.

Систематически на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание обучающимися литературных произведений (стихотворений, сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности обучающихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью и методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование. Среди своих учеников могу отметить тех, которые успешно работают в этой области. Это Круглиева Диайза, Попов Руслан, Окунева Алёна, Сущевских Анастасия. Эти ребята пишут стихотворения для школьной газеты, участвуют в творческих конкурсах и фестивалях разного уровня. Работа Окуневой Алёны напечатана в сборнике по итогам Международного литературного конкурса «Нет тебя дороже», посвященного Дню Матери.

Рефлексия — одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн.

Так при подготовке к написанию сочинения — рассуждения на нравственно-этическую тему (о толерантности) учащиеся составляли синквейны.

Подводя итог, хочется отметить, что, какие бы требования жизнь сегодня не предъявляла школе, успешность работы учителя во все времена зависела от самого учителя, от его увлечённости, заинтересованности и профессионализма.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://standart.edu.ru/

2.                  Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова — М., 2010.

3.                  Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина.- СПб.:КАРО, 2014. -176с.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, русский язык, урок, формирование, готовый вид, письменная речь, проектная деятельность, средство формирования, стадий рефлексии, школьная газета.

Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС