Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»
Автор: Греченко Елена Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 11233 раза
Библиографическое описание:
Греченко, Е. Ю. Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония» / Е. Ю. Греченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2963/ (дата обращения: 24.11.2024).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения [1]. Основы универсальных учебных действий необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В начальной школе у младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включаемые в три следующих основных блока:
самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения [5].
Итак, формирование личностных результатов в стандартах нового поколения рассматривается как жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, смыслообразование и нравственно–этическое оценивание.
Современный ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
В данной статье остановимся подробнее на особенностях формирования личностных результатов младших школьников, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и мы, учителя, должны помочь ему в этом. Подготовить к жизненному и личностному самоопределению. Что такое самоопределение – это умение впитывать жизненный опыт и, опираясь на него, выстраивать свой жизненный путь. Я хочу, я могу, я буду, я умею… Малыш уже в начальной школе учится определять границы знания и незнания, успеха и неуспеха в учении. И если ребёнок находит своё место в классе, в обществе друзей, свою значимость в школе, то он сможет реализовать себя как личность.
В личностно–ориентированном обучении следует выделить два типа действий: смыслообразование, где учащиеся понимают для чего они учатся? Зачем? Как? и где?, т.е. отвечая на эти вопросы у ребят появляется мотивация сначала к учебной деятельности, а затем к любой деятельности, которую он будет выполнять, став взрослым.
Второй тип действий – это нравственно-этическое оценивание. Оно направлено на развитие творческого потенциала мышления, нравственного мира учащихся. Дети должны уметь оценивать свои действия на уроках и в жизни. Уметь отличать, где правда, а где ложь. Давать самооценку не только себе, но и действиям своих товарищей. Вовремя придти на помощь. Стремление к самосовершенствованию и есть формирование личностных результатов.
Личностные результаты можно формировать на любом предметном содержании. Обратимся к предмету «русский язык» как одному из фундаментальных предметов начальной школы. Язык — основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию [3]. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.
Для достижения всего комплекса планируемых результатов обучения русскому языку, в т.ч. и личностных, достаточные возможности предоставляют учебники предметной линии «Русский язык», входящие в УМК «Гармония». Цель УМК «Гармония» - воспитание функционально грамотной личности, так как функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Во всех учебниках УМК «Гармония» создаются условия для становления у детей наряду с предметными и метапредметными умениями, также и личностных учебных действий. Это обеспечивается тем, что в учебниках комплекта реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль, итоговый и пошаговый, проводить самооценку.
Учебники УМК «Гармония» создают условия для духовно-нравственного воспитания младших школьников. В свою очередь, учебники русского языка обеспечивают условия для формирования младшего школьника как языковой личности, для становления на этой основе его гражданской идентичности, для воспитания у него уважения к русскому языку и себе как его носителю, стремления умело пользоваться языком, осваивать его богатства.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы в УМК «Гармония» являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. (Не случайно учебнику дано название «К тайнам нашего языка».) Авторы стремились различными методическими средствами последовательно формировать у маленького школьника эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться, в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.
На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника. Так, в букварный период факты языка и речевого поведения делаются для детей предметом специального наблюдения и анализа, закладываются основы интереса к изучению русского языка. Далее в учебнике 1 класса на доступном первоклассникам уровне вводится понятие «родной язык», говорится о русском языке как государственном («общем для всех людей России»), обсуждается понятие «иностранный язык» (с. 37).
Во 2 классе, где центральной линией является обучение грамотному письму, на первый план выдвигается тезис: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!» (4.1, с. 84) Этим тезисом, выступающим в качестве мотива, направляется формирование у учащихся комплекса предметных, в данном случае орфографических, умений: обнаруживать орфограммы, оценивать свою готовность правильно выбрать написание, решать задачу или с помощью «окошка» сознательно «уходить» от ошибки, проверять написанное.
В 3 и 4 классах работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом подчинена мысли: «Как богат и разнообразен наш язык!» (см., например, 3 класс, ч. 1, с. 114; ч. 2, с. 50; 4 класс, ч. 1, с. 42-43, ч.2, с. 98). К этой мысли учащиеся идут путём постоянных наблюдений за использованием средств языка в речи, а в ходе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса постоянно получают её подтверждение.
Так учебник создаёт возможности для постепенного формирования у младших школьников языкового самосознания как элемента гражданственности, что является важнейшим компонентом духовно-нравственного становления личности и рассматривается как один из основополагающих результатов начального общего образования.
При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия - как после их выполнения, так и по ходу (см., например, различные виды памяток, задания на исправление ошибок - правда, большая часть таких заданий находится в тетрадях с печатной основой; начало системной работы по обучению самопроверке написанного - 1 кл., с. 92-100, а также 2 кл., ч.1, с. 128, 156).
Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» - пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке... писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!» (2 класс, ч. 1, с. 84). Применение приёма одновременно обеспечивает: а) совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических умений; б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида - по ходу выполнения действия; в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; г) психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки.
Создание условий для вовлечения родителей в процесс образования ребёнка, для повышения их интереса к достижениям школьника обеспечивается включением в учебник авторских обращений к взрослым (1 класс, с. 140; 2 класс, ч. 1, с. 157) и заданий для детей «Расскажи дома...». Выполнение таких заданий, во-первых, способствует личностному развитию младшего школьника, воспитанию в нём уважения к себе как носителю информации и в целом как обучающейся личности; а во-вторых, помогает совершенствованию коммуникативных умений ребёнка, накоплению у него опыта общения в семье на доступные научные темы.
Таким образом, средствами предметной линии «Русский язык» авторы букваря и учебников русского языка стремились, наряду с формированием системы основополагающих лингвистических знаний и всех предусмотренных ФГОС НОО предметных (языковых и речевых) умений, с учётом возрастных особенностей младших школьников обеспечить и их личностное развитие, достижение личностных результатов.
В соответствии с требованиями ФГОС, оценка личностных результатов – процесс, осуществляемый в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых психологических исследований. В своей практике я использую оценку личностных результатов в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка. Стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом. С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем в речевых ситуациях. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.
Считаю, что немаловажным в формировании личностных результатов младших школьников являются и мои воспитательные принципы, на основе которых выстраиваю свою деятельность:
не «правильными словами», а включением в «дела»;
через право на свободу выбора поступка («нравственное творчество»);
идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребёнка;
взаимоуважение личности и группы;
раскрытие самооценки личности каждого.
Развитие самооценки - важный момент в становлении личности ребенка, в его адаптации в социуме. С самых первых дней пребывания ребенка в школе стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку, в каждом ученике увидеть положительное. В конце урока спрашиваю у детей, кто на их взгляд был активен, правильно отвечал. Свою оценку всегда комментирую. Позже, когда дети привыкли к школе, товарищам, выбираю экспертов на уроке, помощников, даю возможность высказаться детям. Предупреждаю детей, что в каждой работе, в каждом ответе необходимо отметить положительные моменты, а затем дать рекомендации по устранению недостатков. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи определенных значков, по аналогии с сигналами светофора. Работая в группах, распределяю обязанности так, чтобы в них были эксперты, оценивающие деятельность каждого члена группы. На уроке, выполняя письменные задания, часто прошу детей оценить свою работу при помощи значков «смайликов» (улыбающийся и грустный). Дети часто верно оценивают себя и своих товарищей по парте, работая в паре. Каждого ребенка есть за что похвалить, самое главное, чтобы он хотел показать свои самые лучшие стороны, а если это заметят окружающие, ему захочется быть лучшим вдвойне!
Таким образом, формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью я ставлю учащихся в такие условия, чтобы у них появилась необходимость, потребность, желание включиться в учебную деятельность на учебном занятии.
Учителя начальных классов при объяснении новых тем опираются на личный опыт учащихся. Он у детей не большой, но очень яркий, эмоциональный. Общаясь на уроках со сверстниками, обращая внимание на литературных героев, дети учатся сопереживать, давать оценку своим знаниям и знаниям своих товарищей. Ведь именно так «рождается» интерес к самопознанию, умению вовремя прийти на помощь товарищу. Так мы воспитываем чувство необходимости учения, адекватное представление о школе.
В заключении считаю необходимым призвать учителей среднего и старшего звена обращать на это внимание в будущем на своих уроках. Ведь все мы заинтересованы в том, чтобы получить на выходе из школы грамотного, сознательного, ориентированного на успех гражданина нашего государства со значительным багажом своих личностных достижений-результатов.
Литература:
Игнатьева, Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике / Г.А. Игнатьева, О.В Тулупова. - Н.Новгород, 2009.
Игнатьева, Г.А., Тулупова, О.В. Методические рекомендации по проектированию системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. — Н.Новгород, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI в., 2010.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.