В связи с ФГОС возникла тенденция реформирования школьного образования. В этой связи «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [3, с.31]. Особое внимание уделяется личностным универсальным учебным действиям, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи гармонического развития личности, овладевать системой способов изучения реальной действительности, формировать в сознании обучающихся картины окружающего мира, реализовать субъект-субъектные отношения, как при самостоятельном познании, так и при общении ученика с учителем, сверстниками, родителями.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. Г. Асмолов, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Ж. Овчинникова и др.) [1; 2] показал, что специфика формирования личностных УУД связана с формированием социальных, учебных и познавательных мотивов (потребность в социальном признании, мотив социального долга, стремление к социально значимому статусу).
Личностная готовность включает коммуникативную и мотивационную готовность, сформированность самооценки и Я-концепции, эмоциональную зрелость ребёнка.
Коммуникативная готовность младшего школьника характеризуется эмоциональным воздействие на сверстника, потребностью в общении со сверстниками, интересом к действиям взрослых, желанием продемонстрировать свои успехи и одобрение, желание соревноваться, подражать другим людям.
Мотивационная готовность определяется развитием мотивов учения и является важным показателем сформированности внутренней позиции младшего школьника. Главную роль в формировании мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к овладению новыми знаниями и умениями, и к собственно познавательным задачам. Произвольность деятельности и поведения обеспечивает соподчинение мотивов — способность ребенка подчинять свои желания сознательно поставленным целям. В связи с этим возникают и формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.
Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих нравственных качеств, умений, физических возможностей, характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои личностные качества и достижения.
С целью выявления уровня сформированности личностных УУД был проведён констатирующий этап эксперимента в 1 В классе МБОУ лицея № 5. Было обследовано 29 человек. Его цель заключалась в определении критериев и уровней сформированности личностных УУД у младших школьников
Основными методами исследования явились, наблюдение, анкетирование; анализ продуктов деятельности, статистические методы обработки результатов исследования.
В процессе исследования были выделены следующие критерии: коммуникативный, мотивационный, сформированности Я-концепции, эмоциональный.
Остановимся подробнее на мотивационном критерии, который включает в себя следующие показатели: мотивационную готовность, смысловообразования,самооценки,
Для определения уровней по показателю мотивационная готовность детей к школе была:
Методика «Беседа о школе»(модифицированная методика А. Л. Венгера, Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина) [4,с.156] направлена на изучение мотивов учения и определения внутренней позиции готовности детей к школе.
Детям было задано 8 вопросов о школе, вот некоторые из них: Тебе нравится в школе? Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе — каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
Анализ результатов исследования позволил выявить четыре уровня готовности детей к школе и сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни: 0 — не готов, 1 -низкий, 2 — средний, 3- высокий. В ходе исследования на 0 уровне оказалось 10,34 %, на 1 (низком) — 6,9 %, на 2 (среднем) — 24,14 %, на 3 (высоком)- 58,62 %.
Таким образом, большинство детей мотивированы к обучению.
2 показатель смыслообразования (мотивации)включал следующую методику: Проба на познавательную инициативу «Незавершённная сказка»(модифицированный вариант А. Л. Венгера, М. В. Матюхиной Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,) [5,с.87].
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Анализ результатов исследования позволил определить 4 уровня развития познавательных интересов и инициатив учащихся. На низком уровне уровне 13,79 % детей, они не проявили интереса к развязке сказки. На среднем –58, 62 % на высоком 27,59 %
3 показатель самооценкивключалследующую методику: М. Кун «Кто Я?»
Цель:выявление сформированности Я-концепции и социальной роли ученика.
Инструкция для учеников: «В течение 12 минут вам необходимо дать (записать) как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
После того как закончат выполнять задание: «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
«+» — знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
«-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно; «?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа [6].
Анализ результатов исследования позволил определить следующие виды самооценки учащихся: неодыкватно завышенная, неустойчивая, адекватная.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, выяснили, что адекватную самооценку имеют 52 % класса, неустойчивую- 28 %, неадыкватно завышенную — 20 %.
На основе констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, позволившая наметить следующие педагогические условия формирования личностных УУД у младших школьников: 1) использование разнообразных методов, направленных на личностное и творческое развитие личности; 2) использование различных личностно-ориентированных технологий.
С целью их реализации были использованы четыре группы методов.
Первая группа — методы, направленные на самостоятельную деятельность младших школьников их умений добывать знания самостоятельно из разных источников информации. К ним относятся, практические методы, информационные, работа с книгой.
Вторая группа методов связана с умением учащимися вычленить из темы урока вопросы для дальнейшего исследования, и решения всех поставленных задач.
Третья группа методов — это групповые и парные методы работы подразумевают умение ребенка работать в коллективе, уметь донести свою позицию до других, понять другие позиции, уметь договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Четвёртая группа (метод самооценивания)- самостоятельная оценка результатов своих действий, умение контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; иметь мотивацию на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
При реализации данных методов нами были пронанализированы учебники разных систем обучения: система В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, система или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие.
Приведем некоторые примеры используемых нами методов обучения с целью формирования личностных УУД.
Групповые и парные методы работы, используемые нами на уроке «Окружающий мир» по теме: Ты и твоя семья, программа Школа 2100, 1 класс. Авторы учебника: О. В. Бурский А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. Таблица 1.
Таблица 1
Групповые методы формирования личностных УУД впервом классе
Этап урока |
Ход урока |
ΙΙ. Совместное открытие знаний |
5.Работа впарах: читающий и не читающий ученики. Работа врабочей тетради. — Откройте рабочую тетрадь на с. 28, задание № 2. Подчеркните, что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо. Проверка. — Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули. — Какие предложения не подчеркнули? Почему? — Какой вывод можете сделать? — Прочитайте его на с. 66. Совпали наш вывод и вывод учебника? |
Метод самооценивания реализуется следующим образом:
Этап урока |
Ход урока |
V. Итог урока |
Что же нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? — Что узнали нового на уроке? — Ответили ли мы на главный вопрос урока? — Какую работу мы сейчас выполняли? — Чему научились? — Кто с ней справлялся легко? — Кому было трудновато? — Кто или что вам помогало справиться? — Кто доволен сегодня своей работой? — Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? — А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? — Отметьте своё настроение в дневнике. |
По выполненной нами работе можно сделать вывод о том, что формирование личностных УУД у младших школьников будет более эффективным, если учитель начальных классов будет использовать следующие методы работы:
– методы, направленные на самостоятельную деятельность учащихся;
– проблемное обучение;
– групповые и парные методы работы на уроке;
– метод рефлексии и самооценки; только тогда мы сможем говорить о том, что личностные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.
Литература:
- Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. — М., 2010. — 148 с.
- Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. М.: Издательский дом «Академия», 2015.-464 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М, 2010.- 31 с.
- [Электронный ресурс] http://lenschvolodarka.edumsko.ru/-дата доступа-20.03.15
- [Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/78269.html-7.04.15
- [Электронный ресурс] http://www.gurutestov.ru/test/18- дата доступа- 17.03.16