Пути формирования личностных УУД у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 2362 раза

Библиографическое описание:

Иванникова, С. Ю. Пути формирования личностных УУД у младших школьников / С. Ю. Иванникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27765/ (дата обращения: 17.12.2024).



В связи с ФГОС возникла тенденция реформирования школьного образования. В этой связи «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [3, с.31]. Особое внимание уделяется личностным универсальным учебным действиям, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи гармонического развития личности, овладевать системой способов изучения реальной действительности, формировать в сознании обучающихся картины окружающего мира, реализовать субъект-субъектные отношения, как при самостоятельном познании, так и при общении ученика с учителем, сверстниками, родителями.

Анализ психолого-педагогической литературы (А. Г. Асмолов, С. П. Баранов, Л. И. Бурова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Ж. Овчинникова и др.) [1; 2] показал, что специфика формирования личностных УУД связана с формированием социальных, учебных и познавательных мотивов (потребность в социальном признании, мотив социального долга, стремление к социально значимому статусу).

Личностная готовность включает коммуникативную и мотивационную готовность, сформированность самооценки и Я-концепции, эмоциональную зрелость ребёнка.

Коммуникативная готовность младшего школьника характеризуется эмоциональным воздействие на сверстника, потребностью в общении со сверстниками, интересом к действиям взрослых, желанием продемонстрировать свои успехи и одобрение, желание соревноваться, подражать другим людям.

Мотивационная готовность определяется развитием мотивов учения и является важным показателем сформированности внутренней позиции младшего школьника. Главную роль в формировании мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к овладению новыми знаниями и умениями, и к собственно познавательным задачам. Произвольность деятельности и поведения обеспечивает соподчинение мотивов — способность ребенка подчинять свои желания сознательно поставленным целям. В связи с этим возникают и формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.

Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих нравственных качеств, умений, физических возможностей, характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои личностные качества и достижения.

С целью выявления уровня сформированности личностных УУД был проведён констатирующий этап эксперимента в 1 В классе МБОУ лицея № 5. Было обследовано 29 человек. Его цель заключалась в определении критериев и уровней сформированности личностных УУД у младших школьников

Основными методами исследования явились, наблюдение, анкетирование; анализ продуктов деятельности, статистические методы обработки результатов исследования.

В процессе исследования были выделены следующие критерии: коммуникативный, мотивационный, сформированности Я-концепции, эмоциональный.

Остановимся подробнее на мотивационном критерии, который включает в себя следующие показатели: мотивационную готовность, смысловообразования,самооценки,

Для определения уровней по показателю мотивационная готовность детей к школе была:

Методика «Беседа о школе»(модифицированная методика А. Л. Венгера, Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина) [4,с.156] направлена на изучение мотивов учения и определения внутренней позиции готовности детей к школе.

Детям было задано 8 вопросов о школе, вот некоторые из них: Тебе нравится в школе? Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе — каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

Анализ результатов исследования позволил выявить четыре уровня готовности детей к школе и сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни: 0 — не готов, 1 -низкий, 2 — средний, 3- высокий. В ходе исследования на 0 уровне оказалось 10,34 %, на 1 (низком) — 6,9 %, на 2 (среднем) — 24,14 %, на 3 (высоком)- 58,62 %.

Таким образом, большинство детей мотивированы к обучению.

2 показатель смыслообразования (мотивации)включал следующую методику: Проба на познавательную инициативу «Незавершённная сказка»(модифицированный вариант А. Л. Венгера, М. В. Матюхиной Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,) [5,с.87].

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Анализ результатов исследования позволил определить 4 уровня развития познавательных интересов и инициатив учащихся. На низком уровне уровне  13,79 % детей, они не проявили интереса к развязке сказки. На среднем –58, 62 % на высоком  27,59 %

3 показатель самооценкивключалследующую методику: М. Кун «Кто Я?»

Цель:выявление сформированности Я-концепции и социальной роли ученика.

Инструкция для учеников: «В течение 12 минут вам необходимо дать (записать) как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

После того как закончат выполнять задание: «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

«+» — знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;

«-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;

«±» — знак «плюс-минус» — если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно; «?» — знак «вопроса» — если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа [6].

Анализ результатов исследования позволил определить следующие виды самооценки учащихся: неодыкватно завышенная, неустойчивая, адекватная.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, выяснили, что адекватную самооценку имеют 52 % класса, неустойчивую- 28 %, неадыкватно завышенную — 20 %.

На основе констатирующего эксперимента была разработана программа формирующего эксперимента, позволившая наметить следующие педагогические условия формирования личностных УУД у младших школьников: 1) использование разнообразных методов, направленных на личностное и творческое развитие личности; 2) использование различных личностно-ориентированных технологий.

С целью их реализации были использованы четыре группы методов.

Первая группа — методы, направленные на самостоятельную деятельность младших школьников их умений добывать знания самостоятельно из разных источников информации. К ним относятся, практические методы, информационные, работа с книгой.

Вторая группа методов связана с умением учащимися вычленить из темы урока вопросы для дальнейшего исследования, и решения всех поставленных задач.

Третья группа методов — это групповые и парные методы работы подразумевают умение ребенка работать в коллективе, уметь донести свою позицию до других, понять другие позиции, уметь договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Четвёртая группа (метод самооценивания)- самостоятельная оценка результатов своих действий, умение контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; иметь мотивацию на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

При реализации данных методов нами были пронанализированы учебники разных систем обучения: система В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, система или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие.

Приведем некоторые примеры используемых нами методов обучения с целью формирования личностных УУД.

Групповые и парные методы работы, используемые нами на уроке «Окружающий мир» по теме: Ты и твоя семья, программа Школа 2100, 1 класс. Авторы учебника: О. В. Бурский А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. Таблица 1.

Таблица 1

Групповые методы формирования личностных УУД впервом классе

Этап урока

Ход урока

ΙΙ. Совместное открытие знаний

5.Работа впарах: читающий и не читающий ученики.

Работа врабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на с. 28, задание № 2. Подчеркните, что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо.

Проверка.

— Выберите, кто будет отвечать от вашей пары. Прочитайте предложения, которые подчеркнули.

— Какие предложения не подчеркнули? Почему?

— Какой вывод можете сделать?

— Прочитайте его на с. 66. Совпали наш вывод и вывод учебника?

Метод самооценивания реализуется следующим образом:

Этап урока

Ход урока

V. Итог урока

Что же нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?

— Что узнали нового на уроке?

— Ответили ли мы на главный вопрос урока?

— Какую работу мы сейчас выполняли?

— Чему научились?

— Кто с ней справлялся легко?

— Кому было трудновато?

— Кто или что вам помогало справиться?

— Кто доволен сегодня своей работой?

— Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

— А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

— Отметьте своё настроение в дневнике.

По выполненной нами работе можно сделать вывод о том, что формирование личностных УУД у младших школьников будет более эффективным, если учитель начальных классов будет использовать следующие методы работы:

– методы, направленные на самостоятельную деятельность учащихся;

– проблемное обучение;

– групповые и парные методы работы на уроке;

– метод рефлексии и самооценки; только тогда мы сможем говорить о том, что личностные УУД, будут сформированы у учащихся начальных классов на высоком уровне.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / Под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. — М., 2010. — 148 с.
  2. Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. М.: Издательский дом «Академия», 2015.-464 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М, 2010.- 31 с.
  4. [Электронный ресурс] http://lenschvolodarka.edumsko.ru/-дата доступа-20.03.15
  5. [Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/78269.html-7.04.15
  6. [Электронный ресурс] http://www.gurutestov.ru/test/18- дата доступа- 17.03.16
Основные термины (генерируются автоматически): личностных УУД, формирования личностных УУД, Анализ результатов исследования, младших школьников, сформированности личностных УУД, сформированности внутренней позиции, парные методы работы, мотивационную готовность, личностных УУД связана, сформированности Я-концепции, Пути формирования личностных, уровня сформированности личностных, мотивов учения, уровней сформированности личностных, готовность младшего школьника, целью формирования личностных, познавательных интересов, показателю мотивационная готовность, условия формирования личностных, констатирующего эксперимента.


Похожие статьи

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Похожие статьи

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Задать вопрос