Статья посвящена преемственной связи детский сад — начальная школа. Под универсальными учебными действиями подразумевается совокупность способов действий, обусловленных осознанным отношением к совершаемой образовательной деятельности. Доказано, что предпосылки к учебной деятельности с точки зрения готовности детей к освоению универсальных учебных действий, зависят от развития мотивационно-потребностной сферы ребенка и его личностных качеств.
Ключевые слова: преемственность: универсальные учебные действия; дошкольники; обучающиеся; начальная школа.
Введение. Актуальность исследования заключается в изменяющейся системе дошкольного образования в России. Преобразования дошкольного образования обусловлены изменениями во всех областях экономической и социальной жизни страны. Высокие современные требования общества, государства связаны со сменой парадигмы образования с когнитивно-ориентированной на личностно-ориентированную, сущность которой составляет опора индивидуальные качества личности ребенка , на развитие его мотивации к учению и потребности в приобретении знаний и умений. Существенно вырос уровень коллаборации в системе педагог-ребенок, ребенок — ребенок и, в таком случае, дошкольник из объекта получения знаний, становится полноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. На этапе завершения уровня дошкольного образования, которое предполагают формирование у детей мотивации к учебной деятельности, поднимается вопрос о сформированности готовности к освоению универсальных учебных действий в начальной школе (далее УУД).
Степень разработанности темы . Вопросам преемственности детского сада и начальной школы, а именно необходимости формирования у детей учебных умений уделяли внимание Ю. К. Бабанский, Е. М. Беспаленко, JI. C. Выготский, П. Я. Гальперин, О. Е. Жиренко, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, Н. С. Махина, и др.
Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся в начальной школе анализируются в научных исследованиях А. Г. Асмолова, Т. Е. Демидовой, М. П. Ильиной, Л. А. Обуховой, Е. А. Прибытковой, И. А. Юмашевой и др. Интерес к формированию универсальных учебных действий у детей на уровне дошкольного образования рассматривались Л. Э. Абдуллиной, И. А. Гусевой, Н. С. Махиной и др. Но, несмотря на повышенное внимание к данному вопросу, недостаточно освещаются вопросы, связанные с обоснованием критериев готовности к школе и готовности к освоению универсальных учебных действий дошкольниками. Многие ученые приходят к выводу, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны активные методы обучения (Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.).
Изучение научных источников по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — разработка и апробация дополнительной образовательной программы формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста в преемственной связи детский сад — школа.
Объект исследования — процесс формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — реализация дополнительной образовательной программы как средство формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста.
Методы исследования исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 138» г. Воронежа и в МБОУ СОШ № 88 с углубленным изучением отдельных предметов г. Воронежа. В исследовании приняли участие старшие дошкольники и обучающиеся начальной школы. Время проведения исследования — 2018–2020 годы. В условиях пандемии COVID-19 были пропущены сроки реализации программы, однако, удалось провести мониторинг и сделать анализ результативности её реализации.
Программа включала следующие блоки: задачи, направленные на развитие личностных УУД (мотивация и потребность в обучении; формирование картины миры; общее развитие; самооценка; духовно-нравственное развитие; воспитание и воспитанность); задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД (формирование базовых понятий в общении; коллаборация; бесконфликтное поведение; профилактика девиаций); задачи, направленные на развитие познавательных УУД (развитие когнитивных процессов; формирование познавательного интереса); задачи, направленные на развитие регулятивных УУД (обучение саморегуляции; развитие мотивационно-волевой сферы; контроль за своим поведением; рефлексия).
В качестве мониторинга были взяты методы изучения УУД в детском саду и методы изучения УУД в начальной школе. Для создания преемственности задания имели одну направленность, но разной сложности.
Критерии, показатели и методы диагностики преемственности подготовки дошкольников к восприятию универсальных учебных действий, осваиваемых в начальной школе оформлены в таблицу. Для сравнения показателей использовалась бальная система от единицы до трех — 1 — низкий уровень; 2 — средний уровень; 3 — высокий уровень.
Результаты и их обсуждение
Таблица 1
Критерии, показатели и методы диагностики сформированности УУД
Критерии |
Показатели ДО |
Показатели НШ |
Методы диагностики. |
Личностные УУД |
|||
Познавательный интерес и мотивация. Сформированность внутренней позиции. |
2,14 |
2,67 |
Методика изучения познавательного развития детей дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой. Исследование мотивации методом наблюдения |
Коммуникативные УУД |
|||
Коллаборация с педагогом и сверстниками. Бесконфликтное общение. Принятие позиции собеседника |
1,86 |
2,54 |
Задание «Сказка по кругу», «Угадай эмоцию», «Кто есть кто?» У школьников — «Совместный проект», «От тебя зависит…» |
Регулятивные УУД |
|||
Планирование последовательности действий и прогнозирование. Способность к рефлексии и волевой саморегуляции |
2,03 |
2,75 |
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека (модификация теста А. Керна). Игровые задания «Хочу — могу — надо», «Если бы я…», «Моя мечта» |
Познавательные УУД |
|||
Общее развитие когнитивных процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие, воображение) |
1,89 |
2,77 |
Корректурная проба; аналогии, «Что лишнее?», скороговорки, «Что видишь?», «Графический тест», «Дорисуй до образа», сюжетные картинки. |
Сравнивая результаты развития УУД у дошкольников и младших школьников, мы не наблюдаем большого разрыва в показаниях. В развитии личностных УУД — разница ~ 0,53; коммуникативные УУД — разница ~ 0,68; регулятивные УУД — разница ~ 0,72; познавательные УУД — разница ~ 0,88.
Таким образом , преемственность к освоению универсальных учебных действий в детском саду и в школе мы рассматриваем как согласование направлений работы по преемственности, целей и задач. Проведенное исследование показало результативность в развитии УУД, т. е. разница в развитии УУД у дошкольников и у обучающихся в начальной школе составляет менее одного балла, что является хорошим показателем. Отмечено, что главное в преемственных связях — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности, развиты ли те качества личности, которые будут значимые для обучения в школе.
Литература:
- Бабинова, Н. В. Формирование предпосылок универсальных учебных действий в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Бабинова // Современные проблемы образования: Сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2014. — С. 13–19.