Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 08.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Дубинина, И. Л. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. Л. Дубинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119094/ (дата обращения: 15.11.2024).



Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование познавательных универсальных учебных действий, младшие школьники с задержкой психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.

В младшем школьном возрасте у обучающихся с задержкой психического развития имеются специфические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий. Дети испытывают сложности в понимании, а затем в переносе и использовании общих приемов решения учебных задач, осуществления поисковой деятельности для выполнения предлагаемых заданий, использования знаково-символических средств при решении учебных задач.

В этой связи, повышается значимость психолого-педагогического сопровождения, целью которого, как указывает Л. М. Шипицына, является обеспечение нормального развития ребенка [6]. Относительно организации психолого-педагогического сопровождения в школьной среде, М. Р. Битянова указывает, что психолого-педагогическое сопровождение — это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условий [2].

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также формирования познавательных универсальных учебных действий в этом процессе, несмотря на имеющиеся исследования, остается недостаточно изученной.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения реализуется с учетом принципа междисциплинарности, предполагает вовлечение всех субъектов образовательного процесса, а также обеспечивается соблюдение ряда организационно-педагогических условий.

Актуальность проблемы подтверждает проведенное исследование. Исследование проводилось на базе двух школ МБОУ ««Средняя школа № 17 имени Героя Советского Союза В. И. Давыдова» и МБОУ «Средняя школа № 16» города Норильска, Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся второго класса с задержкой психического развития (по заключению ПМПК) в количестве 18 человек. Девять детей составили экспериментальную группу, девять — контрольную.

На первом этапе опытно — экспериментальной работы проводилось комплексное исследование методом индивидуального эксперимента и было представлено следующими диагностическими направлениями, выделенными И. В. Петровой : исследование сформированности общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению проблем [5]. Задания, предлагаемые автором, были адаптированы: задания были упрощены, описание и инструкции к заданиям, зачитывались респондентам несколько раз. При необходимости использовалась дополнительная словесная инструкция и дополнительный наглядный материал. Не требовалось письменного варианта записи ответа.

С целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, исходя из диагностических направлений были представлены 12 заданий, которые применялись на констатирующем этапе. (Таблица 1)

Таблица 1

Диагностические задание используемые в ходе психолого-педагогического эксперимента

Диагностические задания

Познавательные УУД

Задание 1

- умения находить информацию на рисунке и производить сравнение

Задание 2

- умения классифицировать

Задание 3

- умения синтезировать

Задание 4

- умения анализировать

Задание 5

- умения обобщать

Задание 6

- умения устанавливать причинно-следственные связи

Задание 7

- умения находить информацию (в тексте представлена в явном и неявном виде) и устанавливать соответствие

Задание 8

- умения находить источники информации для решения задачи

Задание 9

- умения находить информацию на схеме, устанавливать соответствие

Задание 10

- умения находить информацию на схеме и реализовывать действия со знаково-символическими средствами

Задание 11

- умения вычленять информацию, представленную в таблице, сравнивать

Задание 12

- умения самостоятельно разрабатывать способы решения проблем и осуществлять в устной и письменной форме (письменная форма предполагалась на этапе контрольного эксперимента) построение речевого высказывания

Таким образом, по результатам выполнения всех заданий, составляющих диагностическую работу, нам удалось определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.

Низкий уровень (16 б. и менее) был достигнут 78 % младших школьников рассматриваемой категории. Он характеризовался тем, что обучающиеся не всегда понимали смысл задания, затруднялись в процессе вычленения искомой информации из текстового материала, рисунка, табличного и схематичного изображений, а также в процессе перевода из одного вида информации в другой вариант. При определении последовательности событий допускают ошибки. Устное высказывание характеризуется сбивчивостью, не отличается полнотой.

Средний уровень (17–20 б.) характеризовал сформированность познавательных универсальных учебных действий у 22 % респондентов. Обнаруживается способность частично представлять информацию по элементарной схеме, а также переводить информацию из одного вида в другой, обозначать практически всю информацию с опорой на построенную схему. Способны безошибочно определять последовательность событий по сюжетным изображениям, частично могут определить последовательность с опорой на текстовый материал. Характерна неточность при формулировании устного высказывания. Требуется помощь учителя при выполнении некоторых заданий. Частично удается установить причинно-следственные связи.

Высокого уровня (21–24 б.) выявлено не было. Он характеризуется следующим: ребенок способен обнаруживать необходимую информацию, которая представлена в явном виде в различных источниках: текстах, рисунках, простой схеме и таблице; способен кодировать и декодировать информацию; без ошибок осуществлять построение простых схем и моделей; с опорой на картинный материал способен определить последовательность событий, описанных в небольшом тексте; демонстрирует возможность выделения признаков предмета и объекта, отражающих сходства и различия; способен классифицировать группы предметов объектов, выделяя различные основания; обобщает предметы и объекты; определяет и устанавливает причинно-следственные связи происходящих событий.

На этапе констатирующего эксперимента выявлено, что экспериментальная и контрольная группы испытуемых являются равноценными по уровню сформированности познавательных универсальных учебных действий: высокого уровня выявлено не было, 22 % имеют средний уровень сформированности данного вида универсальных учебных действий. Для 78 % младших школьников с задержкой психического развития характерен низкий уровень сформированности.

Полученные результаты определяют необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения и проведении коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Целью формирующего эксперимента выступила разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Процесс разработки базировался на следующих положениях:

— необходимость осуществления работы в междисциплинарной команде специалистов, педагогов и родителей;

— учет выявленных особенностей сформированности познавательных универсальных учебных действий при планировании и реализации коррекционно-развивающей работы;

— использование мнемотехники как основного средства формирования данного вида универсальных учебных действий.

Работа проводилась в рамках отдельных занятий (в количестве 24 занятий продолжительностью 35 минут), обеспечивала формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития и предусматривала организацию и проведение мероприятий в рамках каждого из направлений психолого-педагогического сопровождения:

— в рамках коррекционно-развивающего направления — занятия учителя-дефектолога проводились в соответствии с результатами констатирующего эксперимента в совместной деятельности с разнопрофильными специалистами, входящими в службу сопровождения; базировались на содержании тематического планирования, представленного в рабочей программе учителя-дефектолога.

— в рамках консультативного, информационно-просветительского и профилактического направлений, мероприятия с педагогами и родителями, способствующие повышению их компетентности по вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий (в том числе с использованием мнемотехники). В рамках данного направления психолого-педагогического сопровождения проводилась работа с педагогическим коллективом, членами команды сопровождения и семьей младших школьников с ЗПР. Комплекс мероприятий включал различные формы (круглый стол, семинар-практикум, читательская конференция, «Методический диалог», «Ярмарка педагогических идей», «Открытый микрофон»).

С целью повышение родительской компетентности в области формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в условиях дома в рамках психолого-педагогического сопровождения был реализован комплекс мероприятий с семьями детей с ЗПР в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий (родительское собрание, детско-родительский тренинг, консультация — практикум, «Круглый стол», «Выставка совместных работ детей и родителей», «Родительский вечер вопросов и ответов».

С целью проверки результативности реализованного комплекса мероприятий по формированию данного вида универсальных учебных действий у младших школьников рассматриваемой категории был организован контрольный эксперимент, анализ результатов которого показал, что достигнута положительная динамика

Выявленные данные определили необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения и проведении комплекса мероприятий (для детей с ЗПР, педагогов и родителей).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения, подразумевающего взаимодействие специалистов, педагогов, родителей (законных представителей), позволило достигнуть положительной динамики о которой свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.

Литература:

  1. Алексеева, О. А. Изучение уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития / О. А. Алексеева, Н. А. Гутовская, Л. А. Краева // Научное мнение. — 2011. — № 3. — С. 62–66.
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва: Совершенство, 1997. — 298 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2010. — 152 с.
  4. Мищенко, З. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса / З. И. Мищенко, Л. И. Мищенко // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2018. — С. 359–367.
  5. Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Петрова Ирина Вадимовна. — Казань, 2017. — 293 с.
  6. Шипицина, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Л. М. Шипицына. — Москва, 2003. — 528 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, психическое развитие, действие, задание, задержка, умение, школьник, информация, контрольный эксперимент, последовательность событий.


Ключевые слова

универсальные учебные действия, психолого-педагогическое сопровождение, формирование познавательных универсальных учебных действий, младшие школьники с задержкой психического развития

Похожие статьи

Задать вопрос