Данная статья исследует проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование познавательных универсальных учебных действий, младшие школьники с задержкой психического развития, психолого-педагогическое сопровождение.
В младшем школьном возрасте у обучающихся с задержкой психического развития имеются специфические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий. Дети испытывают сложности в понимании, а затем в переносе и использовании общих приемов решения учебных задач, осуществления поисковой деятельности для выполнения предлагаемых заданий, использования знаково-символических средств при решении учебных задач.
В этой связи, повышается значимость психолого-педагогического сопровождения, целью которого, как указывает Л. М. Шипицына, является обеспечение нормального развития ребенка [6]. Относительно организации психолого-педагогического сопровождения в школьной среде, М. Р. Битянова указывает, что психолого-педагогическое сопровождение — это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условий [2].
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также формирования познавательных универсальных учебных действий в этом процессе, несмотря на имеющиеся исследования, остается недостаточно изученной.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения реализуется с учетом принципа междисциплинарности, предполагает вовлечение всех субъектов образовательного процесса, а также обеспечивается соблюдение ряда организационно-педагогических условий.
Актуальность проблемы подтверждает проведенное исследование. Исследование проводилось на базе двух школ МБОУ ««Средняя школа № 17 имени Героя Советского Союза В. И. Давыдова» и МБОУ «Средняя школа № 16» города Норильска, Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся второго класса с задержкой психического развития (по заключению ПМПК) в количестве 18 человек. Девять детей составили экспериментальную группу, девять — контрольную.
На первом этапе опытно — экспериментальной работы проводилось комплексное исследование методом индивидуального эксперимента и было представлено следующими диагностическими направлениями, выделенными И. В. Петровой : исследование сформированности общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению проблем [5]. Задания, предлагаемые автором, были адаптированы: задания были упрощены, описание и инструкции к заданиям, зачитывались респондентам несколько раз. При необходимости использовалась дополнительная словесная инструкция и дополнительный наглядный материал. Не требовалось письменного варианта записи ответа.
С целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, исходя из диагностических направлений были представлены 12 заданий, которые применялись на констатирующем этапе. (Таблица 1)
Таблица 1
Диагностические задание используемые в ходе психолого-педагогического эксперимента
Диагностические задания |
Познавательные УУД |
Задание 1 |
- умения находить информацию на рисунке и производить сравнение |
Задание 2 |
- умения классифицировать |
Задание 3 |
- умения синтезировать |
Задание 4 |
- умения анализировать |
Задание 5 |
- умения обобщать |
Задание 6 |
- умения устанавливать причинно-следственные связи |
Задание 7 |
- умения находить информацию (в тексте представлена в явном и неявном виде) и устанавливать соответствие |
Задание 8 |
- умения находить источники информации для решения задачи |
Задание 9 |
- умения находить информацию на схеме, устанавливать соответствие |
Задание 10 |
- умения находить информацию на схеме и реализовывать действия со знаково-символическими средствами |
Задание 11 |
- умения вычленять информацию, представленную в таблице, сравнивать |
Задание 12 |
- умения самостоятельно разрабатывать способы решения проблем и осуществлять в устной и письменной форме (письменная форма предполагалась на этапе контрольного эксперимента) построение речевого высказывания |
Таким образом, по результатам выполнения всех заданий, составляющих диагностическую работу, нам удалось определить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса с задержкой психического развития.
Низкий уровень (16 б. и менее) был достигнут 78 % младших школьников рассматриваемой категории. Он характеризовался тем, что обучающиеся не всегда понимали смысл задания, затруднялись в процессе вычленения искомой информации из текстового материала, рисунка, табличного и схематичного изображений, а также в процессе перевода из одного вида информации в другой вариант. При определении последовательности событий допускают ошибки. Устное высказывание характеризуется сбивчивостью, не отличается полнотой.
Средний уровень (17–20 б.) характеризовал сформированность познавательных универсальных учебных действий у 22 % респондентов. Обнаруживается способность частично представлять информацию по элементарной схеме, а также переводить информацию из одного вида в другой, обозначать практически всю информацию с опорой на построенную схему. Способны безошибочно определять последовательность событий по сюжетным изображениям, частично могут определить последовательность с опорой на текстовый материал. Характерна неточность при формулировании устного высказывания. Требуется помощь учителя при выполнении некоторых заданий. Частично удается установить причинно-следственные связи.
Высокого уровня (21–24 б.) выявлено не было. Он характеризуется следующим: ребенок способен обнаруживать необходимую информацию, которая представлена в явном виде в различных источниках: текстах, рисунках, простой схеме и таблице; способен кодировать и декодировать информацию; без ошибок осуществлять построение простых схем и моделей; с опорой на картинный материал способен определить последовательность событий, описанных в небольшом тексте; демонстрирует возможность выделения признаков предмета и объекта, отражающих сходства и различия; способен классифицировать группы предметов объектов, выделяя различные основания; обобщает предметы и объекты; определяет и устанавливает причинно-следственные связи происходящих событий.
На этапе констатирующего эксперимента выявлено, что экспериментальная и контрольная группы испытуемых являются равноценными по уровню сформированности познавательных универсальных учебных действий: высокого уровня выявлено не было, 22 % имеют средний уровень сформированности данного вида универсальных учебных действий. Для 78 % младших школьников с задержкой психического развития характерен низкий уровень сформированности.
Полученные результаты определяют необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения и проведении коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Целью формирующего эксперимента выступила разработка и апробация комплекса мероприятий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Процесс разработки базировался на следующих положениях:
— необходимость осуществления работы в междисциплинарной команде специалистов, педагогов и родителей;
— учет выявленных особенностей сформированности познавательных универсальных учебных действий при планировании и реализации коррекционно-развивающей работы;
— использование мнемотехники как основного средства формирования данного вида универсальных учебных действий.
Работа проводилась в рамках отдельных занятий (в количестве 24 занятий продолжительностью 35 минут), обеспечивала формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития и предусматривала организацию и проведение мероприятий в рамках каждого из направлений психолого-педагогического сопровождения:
— в рамках коррекционно-развивающего направления — занятия учителя-дефектолога проводились в соответствии с результатами констатирующего эксперимента в совместной деятельности с разнопрофильными специалистами, входящими в службу сопровождения; базировались на содержании тематического планирования, представленного в рабочей программе учителя-дефектолога.
— в рамках консультативного, информационно-просветительского и профилактического направлений, мероприятия с педагогами и родителями, способствующие повышению их компетентности по вопросам формирования познавательных универсальных учебных действий (в том числе с использованием мнемотехники). В рамках данного направления психолого-педагогического сопровождения проводилась работа с педагогическим коллективом, членами команды сопровождения и семьей младших школьников с ЗПР. Комплекс мероприятий включал различные формы (круглый стол, семинар-практикум, читательская конференция, «Методический диалог», «Ярмарка педагогических идей», «Открытый микрофон»).
С целью повышение родительской компетентности в области формирования познавательных универсальных учебных действий у детей в условиях дома в рамках психолого-педагогического сопровождения был реализован комплекс мероприятий с семьями детей с ЗПР в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий (родительское собрание, детско-родительский тренинг, консультация — практикум, «Круглый стол», «Выставка совместных работ детей и родителей», «Родительский вечер вопросов и ответов».
С целью проверки результативности реализованного комплекса мероприятий по формированию данного вида универсальных учебных действий у младших школьников рассматриваемой категории был организован контрольный эксперимент, анализ результатов которого показал, что достигнута положительная динамика
Выявленные данные определили необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения и проведении комплекса мероприятий (для детей с ЗПР, педагогов и родителей).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения, подразумевающего взаимодействие специалистов, педагогов, родителей (законных представителей), позволило достигнуть положительной динамики о которой свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
Литература:
- Алексеева, О. А. Изучение уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития / О. А. Алексеева, Н. А. Гутовская, Л. А. Краева // Научное мнение. — 2011. — № 3. — С. 62–66.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2010. — 152 с.
- Мищенко, З. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса / З. И. Мищенко, Л. И. Мищенко // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2018. — С. 359–367.
- Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в образовательном пространстве начальной школы: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Петрова Ирина Вадимовна. — Казань, 2017. — 293 с.
- Шипицина, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / Л. М. Шипицына. — Москва, 2003. — 528 с.