В статье рассматриваются требования современной образовательной программы к обучению, которая нацелена на то, чтобы «научить учиться» учащихся, также рассматривается важность личностных УУД и методы их формирования согласно ФГОС второго поколения.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Согласно требованиям ФГОС второго поколения одной из главных целей при обучении иностранному языку является способность обучающегося к саморазвитию, самопознанию, самоконтролю, а именно уметь самостоятельно ставить учебные цели и находить пути их реализации, следить за своими достижениями и правильно их оценивать. Учащийся должен сам уметь контролировать свой процесс обучения.
Данная цель может быть достигнута при помощи формирования всех универсальных учебных действий. Современная образовательная система предполагает начало развития всех УУД на начальном этапе обучения. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1,27]. В рамках современной школы ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса, т. е. он сам организовывает свою учебную деятельность, строит наиболее подходящую ему систему получения знаний, планирует определенные результаты в ходе обучения, а также оценивает проделанную работу и обладает навыками рефлексии. Личностные УУД предполагают, что учащийся умеет осмысленно расставлять приоритеты в обучении, сопоставлять учебные задачи с реалиями жизни и окружающего мира, а именно учащийся умеет ориентироваться в нравственных нормах (ориентируется в социальных ролях и межличностных отношениях), умеет соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Различают три вида личностных универсальных учебных действий:
− Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное
− Смыслообразование, т. е. в ходе обучения ученик должен задавать себе вопрос: «Какой смысл имеет для меня обучение?», и уметь отвечать на этот вопрос
− Нравственно — этическую ориентацию, т.е накопление полученных знаний и применение их в реальной жизни, согласно нравственно — этическим нормам.
Исходя из вышесказанного, перед учителем английского языка стоит задача: организация необходимых условий для формирования универсальных действий. Обязательное изучение английского языка в современной школе начинается во втором классе. Учащиеся знакомятся не только с новым языком, а также с новой культурой, новыми традициями, которые присущи людям, говорящим на английском языке. Дети погружаются в новую языковую среду, поэтому учитель английского языка имеет цель — сформировать полноценную и толерантную личность, которая будет уважительно относиться и взаимодействовать с культурой, ценностями и нормами страны изучаемого языка, т. е. учитель, формирует личность способную к межкультурной коммуникации. В ходе обучения иностранному языку ученик начинает идентифицировать себя как личность, т. к. взаимодействует не только с учителем, но и со сверстниками. Он начинает осознавать важность выполнения всех предлагаемых заданий во время обучения ИЯ, понимает, что существует другой язык и соответственно другая культура. Ребенок приходит к тому, что сравнивает свой родной язык и свою культуру с иностранным. Т.о. у обучающегося формируется нравственно-этическое оценивание, которое позволяет применить накопленные знания и опыт в ходе процесса обучения иностранному языку в реальном мире.
Существует множество способов для успешного формирования личностных универсальных действий:
− выполнение проектов или исследований развивают у учеников желание к участию в творческом процессе;
− работа с текстами с последующим их обсуждением помогают учащимся сформировать своё субъективное мнение;
− выполнение упражнений (аудирование, заполнение таблиц, ответы на вопросы, подготовка докладов) мотивируют учащихся к освоению новых видов деятельности;
− работа в парах и группах помогает учащимся взаимодействовать друг с другом, помогает развивать навыки коммуникации;
− составление проектов о себе, своей семье, своих увлечениях (например, технология «портфолио») развивает у обучающихся чувство самосознания и идентификации себя как уникальной личности;
− прочтение текстов и обсуждение различных тем о важных событиях, выдающихся людях и местах, известных и значимых городах, о традициях не только своей страны, но и других стран вырабатывает у ученика понимание и идентифицирование себя, как гражданина определенной страны и культуры. А также стимулирует интерес к изучению новой страны и нового языка, т. е. у ребенка появляется толерантное отношение к другим культурам и т. д.
Таким образом, исходя из вышесказанного, задача современного образовательного пространства заключается в формировании личности. Одним из способов формирования таковой является овладение личностными универсальными учебными действиями. С помощью правильной организации учебного процесса согласно требованиям государственных стандартов, а именно выполнения ряда разнообразных заданий на уроках английского языка, обучающийся должен уметь идентифицировать себя как уникальная личность, способная толерантно и уважительно относиться к представителям других стран и культур, не только в рамках образовательного процесса, но и межкультурного взаимодействия.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г. В., Володарская И. А. — М.: Просвещение, 2011. — 152с.
- Верещагина И. Н. Английский язык. Рабочие программы. — М.: Просвещение, 2012. — 96с.
- Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Методическое пособие. О. Б. Даутова, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2014.