Методика формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте по УМК «Школа России»
Автор: Дегтерева Ирина Ивановна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 08.12.2016
Статья просмотрена: 1006 раз
Библиографическое описание:
Дегтерева, И. И. Методика формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте по УМК «Школа России» / И. И. Дегтерева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1712/ (дата обращения: 19.12.2024).
Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и Азбуки, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь — научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.
Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Учебник В. Г. Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.
В соответствии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.
На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность
Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока.
На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»
Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?» на этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.
В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Азбуке» носит первоначальный и основополагающий характер. На полях учебника с помощью соответствующего значка детям предлагается использовать толковый словарь. Такие задания помогут детям понять, что знания содержатся не только в учебнике, но и в других изданиях. Эта работа поможет учащимся осознать необходимость запоминания русского алфавита. Т. е. использование школьного толкового словаря способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.
В конце букварного периода мы выполняли два исследовательских задания: об истории воздухоплавания и авиации и об истории флота. Те дети, которые только научились читать, эти задания выполнили, добывая информацию с помощью опроса взрослых, а дети, читающие хорошо, использовали информацию из детских энциклопедий.
Учебно-информационные умения обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся, в том числе и моделирование, и умение работать с текстом как источником информации.
Освоение первых шагов способа моделирования представлено в заданиях, через которые учащиеся осваивают особенности моделирования, а именно:
– преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.
– Уметь составить схему, значит уметь: разделить объект на части;
– располагать части в определенной последовательности;
– определять связь между частями;
– оформлять графическое изображение.
При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель (звуки, слова, жанр, тема и др.), какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику (звуки — «квадратики», слова — «прямоугольники»), а какие― различную (твердый согласный — синий цвет, мягкий — зеленый, сказка-«круг», стихотворение — «треугольник»).
Одним из важнейших общеучебных умений, формируемых на этапе начального образования, является умение работать с текстом как с источником информации.
Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, учитель должен научить их анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события
В заключение хотелось бы отметить, что период обучения грамоте является одним из самых трудных этапов, т. к. дети получают первые сведения о родном языке, литературе, получают практические навыки. В этот период необходимо использовать разнообразные виды работ, которые нацелены на общее развитие школьника
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Р. Ф. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
- Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. — 2010. — № 9. — С. 10.
- Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 11. — С. 59.
- Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» — журнал «Начальная школа» № 1/2012., с.26