Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Кузнецова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кафедрой методики дошкольного и начального образования
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Предъявление к учащимся начальной школы новых требований к усвоению образовательной программы начального общего образования повлекло за собой «формирование у студентов специальных компетенций, востребованных современной школой» [3, с. 36]. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. При этом передача задача учителя транслировать обучающимся «знания об окружающем мире, социальном опыте, накопленном в процессе культурно-исторического развития общества» [1, с. 10]. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные. Подробнее хотелось бы остановиться напознавательных универсальных учебных действиях, которые для успешной самореализации должны быть сформированы уже в начальной школе.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [2, с. 11].Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с учебным предметом литературное чтение. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности. Но достаточно ли это для урока чтения? Любое действие ученика, совершаемое им на уроке, – это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы. И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда имеются знания, которые позволят понять смысл прочитанного. Отсюда возникает следующий вопрос: какие произведения лучше будут усваиваться детьми? Для ответа на него был проведен опрос учителей начальных классов, русского языка и литературы, а также родителей. Результат показал, что 48% опрошенных ответили «сказки», а 52% – «рассказы о природе и животных».
Обобщим, чем опрошенные мотивировали свой выбор: «Сказки имеют интересные сюжеты, героев знакомых с детства, учат верить в чудеса, воспитывают понятия о добре и зле. Рассказы о природе и животных содержат более реалистичные образы, учат ценить окружающий мир, позволяют узнать особенности живой природы».
Познавательные УУД – способы познания окружающего мира. Несомненно, сказки нужно читать детям, но лишь произведения о природе смогут сформировать у ребенка целостную неискаженную картину мира. С природой ребенок сталкивается повсюду, с самого раннего возраста знаком с её явлениями. Поэтому возможности развития познавательных УУД рассматривались на примере произведений о природе, изучаемых в курсе литературного чтения за 1- 4 класс.
В результате проведенного анализа учебников по литературному чтению за 1-4 класс на предмет изучения произведений о природе был сделан вывод о том, что произведения о природе занимают в курсе литературного чтения значительное место. Авторы учебников включают как художественные, так и научно-познавательные учебные произведения о природе. Следует отметить, что более 90% из них являются художественными. Дети изучают их круглый год, соотносят содержание с окружающей природой, подкрепляют прочитанное наблюдениями, материалом по окружающему миру.
По результатам количественного анализа тематического распределения часов за 1-4 класс можно сделать вывод о том, что в курсе литературного чтения УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100» уделено примерно одинаковое количество часов на изучение произведений о природе: 84 часа в УМК «Школа России» и 81 час в УМК «Школа 2100». Анализ результатов изучения курса «Литературное чтение» рабочих программ «Школа России» и «Школа 2100» показал, что они равноценно направлены на формирование и развитие УУД, в том числе познавательных.
Приведем примеры заданий, способствующих развитию познавательных УУД на примере рассказа Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».
1) Поиск и выделение необходимой информации.
- Что такое берестяная трубочка? Как нам объясняет это автор?
- Сколько открытий сделал автор? Найдите и прочитайте.
2) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Что вас удивило?
- Что для вас было самым интересным?
- Как вы представляли берестяную трубочку до прочтения рассказа?
3) Смысловое чтение.
- Прочитайте и подумайте, почему автор так назвал произведение?
- В процессе чтения выделите открытия, которые сделал автор.
4) Анализ объектов с целью выделения признаков.
- Посмотрите на картинку. Как художник изображает на ней берестяную трубочку? Какого она цвета? Какую форму имеет? Из чего она сделана?
- Сможем ли мы найти берестяную трубочку? По каким признакам мы определим, что это она?
5) Установление причинно-следственных связей.
- Почему берестяная трубочка быстро сворачивается?
6) Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Нужна ли людям береста? Для чего?
- В какое время года происходят действия в рассказе? Почему так думаете?
Таким образом, на уроках литературного чтения при изучении произведений о природе учитель имеет большие возможности по формированию познавательных УУД.
Подобная работа над произведениями о природе может быть очень полезной для ребенка в двух направлениях: формирование познавательных УУД при анализе текста и открытие новых знаний об окружающей природе. У детей формируются навыки работы с информацией, её обработки и использования. Они познают с помощью всего этого окружающий мир. Сформированными УУД и полученными знаниями дети смогут воспользоваться как на других уроках, так и в обыденной жизни.
Литература:
- Вершинина, Н. В. К вопросу о формировании коммуникативно-речевой компетенции как базового компонента профессиональной коммуникативной культуры личности современного учителя начальной школы / Н. В. Вершинина // Гуманитарныенаукии образование.–2013.–№ 2(14).–С.8–12.
- Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников // Управление начальной школой. – 2013. – №5 – С. 10-13.
- Кузнецова, Н. В. Подготовка студентов к организации литературной деятельности в условиях реформирования дошкольного и начального образования / Н. В. Кузнецова // Гуманитарныенаукии образование.–2013.–№ 3(19).–С.36–41.