В статье рассматриваются проблемы и особенности формирования познавательных учебных действии на уроках окружающего мира, методы и приемы, используемые на уроках, для развития познавательных универсальных учебных действий.
Одной из главных проблем педагогики является процесс формирования познавательных учебных действий. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования ранее в приоритете делал акцент на предметное содержание образования. То есть большой объем времени в процессе обучения младших школьников посвящался знаниями, умениям, навыкам, которые необходимо было освоить учащимся начальной школы. Но со временем было определено, что все данные требования не являются главным показателем в успешной реализации и социализации школьника после окончания школы. Позже определили главными результатами не предметные, а личностные и метапредметные — универсальные учебные действия.
«Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, универсальные учебные действия (УУД) — это обобщенные результаты, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [1].
На сегодняшний день главной задачей начального общего образования является: «добывание» информации из любого информационного источника, строить логические цепочки, высказывать свои собственные рассуждения, учить их самостоятельно определять способы постановки, поиску решений проблем.
Был проведен опрос среди учеников начальной школы, им представлена анкета с вопросами о том, как они работают на уроке и как делают уроки дома. Была выявлена главная проблема при формировании познавательной деятельности учащихся. Заключается она в том, что у детей низкая познавательная активность.
Как я работаю на уроке и как готовлю уроки дома (ответы учащихся на вопросы анкеты) |
Общее количество ответов (в %) |
При выполнении уроков для меня важнее все запомнить, чем делать |
50 % |
Читая параграф, я не всегда выделяю главное |
68 % |
Если в объяснении или в учебнике мне что-то непонятно, я стараюсь все заучить |
54 % |
Мне кажется, что все что мы изучаем в школе мне в жизни, не пригодится |
45 % |
Исходя из полученных данных, было выявлено что проблема в формировании познавательной учебной деятельности на уроках, низкой познавательной активности является то, что ученики стремятся механически воспроизвести знания без должного осмысления. Учащиеся испытывают трудности при совершении мыслительных операций. К сожалению, традиционные формы уроков в начальной школе не отвечают требованию современных стандартов. Начальное образование должно дать не только начальную базу младшим школьникам: научить определённым навыкам, а научить находить способы решения учебных задач, которые впоследствии помогут при решениях различных жизненных ситуаций.
Для повышения уровня обученности и качества образования обучающихся на уроке необходимо:
- Использовать современные педагогические технологии
- Использовать межпредметные и метапредметные связи, повышающие уровень познания
- Учитывать индивидуальные особенности обучающихся
С самого раннего детства у детей формируются познавательные учебные действия, а чуть позже в младшем школьном возрасте конкретизируются, расширяются. Например, если раньше ребенок знал несколько животных: воробей, кузнечик, собака, щука, змея, лягушка. В младшем школьном возрасте ребенок учиться их конкретизировать, распределять по группам. Он узнает, что существуют группы животных (птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные). Он более детально расширяет свои полученные ранее знания, узнает, что существуют определенные существенные признаки у всех групп животных.
Для правильного формирования познавательных учебных действий и активизации познавательной активности у младшего школьника, необходимо обеспечить ребенку образовательную среду в образовательном учреждении и необходимо использование педагогами различными методами и технологиями обучения:
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология проектного обучения (моделирования)
- ТРКМ (технология развития критического мышления)
- ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)
Формирование познавательного интереса и получение знаний об окружающей среде является методика «наблюдение». Это форма позволяет наблюдать за окружающей средой, замечать важные детали, которые происходят в природе и во всем что нас окружает. Но такая методика не всегда может применятся. Вместо нее можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Мультимедийные презентации очень хорошо влияют на формирование познавательных универсальных учебных действий, так считали многие педагогические деятели Е. С. Немкина, Н. Б. Тихонова и др. Но при применении данной технологии необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
В младших классах хорошо используется для формирования познавательной деятельности технология проектного обучения. Особенностью этой технологии является создание индивидуальных проектов. Она носит кратковременный характер, результатом проекта является продукт (рисунок, аппликация, макет и др.).
Игровые приемы также активно влияют на качество познавательной активности младших школьников. В младших классах большой интерес вызывает у детей игровые обучающие ситуации (например, находить сходство и различие объектов природы и др.).
Таким образом, хочется отметить, что частом использовании педагогических технологий у детей повышается уровень познавательной активности, они проявляют больше наблюдательности и любознательности. Часто проблема обучения возникает из-за того, что учителя лишают детей самостоятельно открывать новые знания. Искать необходимую информацию из разных источников. Но для формирования познавательной учебной деятельности необходимо младших школьников учить «умениям учиться».
Как говорил В. А. Сухомлинский «Страшная опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».
Литература:
- Петрова И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.)
- Немкина Е. С., Сухобрус Е. В., Шарун О. В. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Современное начальное образование: вуз — школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным уча- стием / Отв. ред. З. Б. Редько. М., 2012.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под общей ред. М. А. Васи льевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2015 (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).