Современная система образования в развитом государстве является главным инструментом в поддержании его социального — экономического, политического и культурного единства. Главную роль в системе образовании и в деятельности общества выполняет язык, который является средством познания окружающего мира и общения людей, носителем культуры общества.
Овладение языком, «даром слова» [2] является главным фактором обогащения духовной сферы учащихся, его ценностных установок, познавательных интересов, способностей, его умственного труда. Знание языка способствует усвоению всех учебных предметов, так как язык является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Следовательно, без соответствующего уровня лингвистического образования затруднено формирование гармоничной личности ребёнка, умеющей вступать во взаимодействие, сотрудничество, поэтому значительная роль, в формировании вышеперечисленных умений, принадлежит языковому образованию.
В литературе существуют различные трактовки термина «языковое образование». Под языковым образованием Н. Ф. Виноградова, понимает «знакомство учащихся с основными положениями лингвистики и тем самым формирует у них научный подход к языку, как системе знаков, а также реализацию языка в конкретной речевой ситуации» [3].
В новом словаре методических терминов и понятий под языковым образованием понимается — процесс и система организации обучения государственному, родному и иностранным языкам [4].
Языковое образование школьника в методике представлено как лингвометодическая категория, которая является процессом и результатом познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа — носителя данного языка. Если характеризовать языковое образование, как результат учебно-познавательной деятельности, то под ним, следует понимать определённый уровень владения языком, который определяется совокупностью показателей и, в частности, готовностью обучающихся решать практические задачи (грамматические, лексико-стилистические, орфографические, коммуникативные и т. п.) в учебных ситуациях и применять знания по языку в жизненных условиях речевого общения.
Доктор педагогических наук Т. Г. Рамзаева под языковым образованием школьника понимает — «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности» [5].
С другой стороны, «языковое образование предстаёт как результат познавательной деятельности учащихся. В таком значении подразумевается готовность школьников к применению полученных знаний на практике, при выполнении, например, видов грамматического разбора, в правописании слов, для выражения и оформления мыслей» [4].
Понятие языковое образование включает следующие составляющие:
- Владение совокупностью знаний о языке, как необходимое условие полноценной и эффективной речевой деятельности;
- Умение воспринимать тексты и строить собственные речевые произведения в устной и письменной форме;
- Способность оперировать усвоенными и переработанными текстами разных стилей и жанров;
- Владение нормами культуры речи и речевого этикета как необходимого компонента общей культуры.
- Умение адаптироваться к меняющимся условиям языковой среды, с одной стороны, и активно воздействовать на эту среду — с другой [6].
Языковое образование — это изучение русского языка, как целенаправленный процесс и результат познавательной деятельности младшего школьника, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации.
В настоящее время обучение русскому языку на уровне начального общего образования имеет коммуникативно — речевую направленность и это неслучайно, так как федеральный образовательный стандарт предъявляет требования к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создаёт оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.
Целью коммуникативной подготовки младших школьников в начальном языковом образовании является формирование у учащихся способности к поликультурному общению с представителями разных национальностей в различных коммуникативных ситуациях и сферах.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя на развитие навыков сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, что предполагает готовность слушать и слышать собеседника вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; умение обосновывать свою позицию, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, соблюдение правил речевого этикета [1].
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает важное место, он представлен не только перечнем дидактических единиц, отражающих устройство языка, но и тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков.
Русский язык, как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности; умений коммуникации.
Таким образом, содержание языкового образования становится средством и фактором, содействующим учителю в приобщении учащихся к социальному опыту, к культуре русского народа, к речевому общению, к миру духовных и материальных ценностей. Овладевая этим содержанием, учащиеся приобретают способы коммуникативного взаимодействия, постепенно продвигаясь в своих возможностях словесного влияния на окружающих людей, адаптируясь в обществе. Именно в процессе изучения русского языка у младших школьников формируются коммуникативные универсальные учебные действия и их составляющая — диалогические умения.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Дьячкова С. В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С. В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 10. — С. 78–83.
- Ладыженская Т. А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н. И. Кудряшова. — М.: Просвещение, 1983.
- Ларионова Л. Г. Развитие речи учащихся при изучении орфографии. // РЯШ.- 2005.- № 5. С. 3- 9.
- Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников. — М.: Просвещение, 1970.