Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 15.02.2015

Статья просмотрена: 3722 раза

Библиографическое описание:

Чернова, М. И. Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики / М. И. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 677-679. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15673/ (дата обращения: 23.12.2024).

В настоящее время российская образовательная система готовиться к внедрению нового поколения стандартов, в том числе специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС).

Концепция СФГОС — это перспективный инструмент инновационного развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории России, так как она позволяет сохранять достижения в сфере цензового образования детей с ограниченными возможностями здоровья, открывает возможности получения нецензового образования, адекватного психическому развитию значительной части детей указанной категории. Важно, что разработанный в институте коррекционной педагогики РАН стандарт учитывает современные тенденции развития образовательной системы страны, позволяет осуществлять системную координацию действий на всех уровнях коррекционно-образовательной практики, предусматривает новые механизмы взаимодействия общего и специального образования и решении организационных, методических, кадровых задач.

Вопрос педагогических кадров наиболее актуальный в условиях внедрения инклюзии в российскую образовательную систему, так как реализация данного СФГОС требует введения профессии тьютора в образовательное пространство.

Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, в частности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые долгие годы оставались за пределами общей образовательной практики, а в связи с новой концепцией СФГОС, в рамках инклюзивного подхода, получили возможность реализовать свое право на получение образования в общеобразовательной школе.

Школа в свою очередь столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение тьюторства в условиях инклюзивного образования решает данные проблемы и способствует максимальной индивидуализации учебного процесса, социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тьютор — это специалист, который сопровождает учащегося с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего и индивидуального обучения, участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, посредник между традиционным педагогом и учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуализация учебного процесса тьютором осуществляется только с учетом знаний, умений, интересов и возможностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение и коррекция образовательных программ и учебных планов с учетом нужд и потребностей, интересов и проблем учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенный нами опрос педагогов, в рамках исследования проблемы тьютерского сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так же показал, что основные проблемы педагогов связана с тем, что часто, они сталкиваются во время урока с неадекватным поведением детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги пугаются и не знают, чем и как помочь себе, ребенку, классному коллективу. Многие преподаватели отмечают, что в свободной деятельности, на перемене они смогли бы найти способ успокоить ребенка, но жесткие рамки урока не дают им этого сделать. А тьютор, по мнению большинства опрошенных, как раз тот специалист, который смог бы облегчить им проведение урока, сбалансировал систему взаимоотношений с классным коллективом, что в свою очередь не только улучшит социально-психологический климат, но и сформирует систему без барьерных отношений между здоровыми сверстниками и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях инклюзивной образовательной практики, когда в школе среди обычных сверстников находится учащийся, который плохо видит или слышит, которому трудно ходить из-за принесённой травмы или ДЦП, имеет нарушения речи или заметные интеллектуальные проблемы, тьюторское сопровождение жизненно необходимо.

Именно тьютор, или, как иногда его еще называют, ассистент педагога, не отвлекая от учебной деятельности педагога, помогает учащемся с ограниченными возможностями здоровья концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя. Большую помощь тьютор оказывает своим тьюторантам и в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении своего гиперактивного, а иногда и агрессивного поведения.

Поэтому, введение тьютора на урок в школе не просто модная тенденция, а своего рода актуальная необходимостью, к тому же подкрепленной авторитетным мнением и педагогов-практиков и родителей учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление тьюторской деятельности связано со следующими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (классификация В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым), в условиях инклюзивной образовательной практики:

-                   дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-                   дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

-                   дети с нарушением речи (логопаты);

-                   дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-                   дети с умственной отсталостью;

-                   дети с задержкой психического развития;

-                   дети с нарушением поведения и общения;

-                   дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;

-                   дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд специфических особенностей профессиональной деятельности тьютора:

-        при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья тьютор должен знать физиологические и психологические особенности, что позволяет учитывать сильные и слабые стороны учащихся и определять варианты взаимодействия с ними;

-        в компетенции тьютора обязательно входит предоставление информации педагогу о поведенческих особенностях учащегося с ограниченными возможностями здоровья, особенностях усвоения им учебного материала, помощь в корректировки учебного плана в соответствии с особенностями учащегося с ограниченными возможностями здоровья;

-        основной метод работы тьютора с детьми с ограниченными возможностями здоровья — наблюдение, направленное на отслеживания характерных форм поведения и фиксации его изменения у детей, так как своевременно отмеченные изменения в поведении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют оперативно реагировать тьютору в ходе урока: сменить задание, дать какое-либо поручение, тем самым предотвратить утомление, приступ плохого поведения у тьюторанта.

Учет практике инклюзивного образования данных аспектов позволит специалисту качественно реализовать свои профессиональные возможности, эффективно сопровождать учащихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывать полноценное содействие учебной и воспитательной деятельности педагога.

Инклюзивная практика, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, безусловно, нуждается в таком помогающем специалисте, тьютор поможет эффективнее использовать обучающий ресурс школ; позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, как мы уже отмечали выше, жизненно важен. Ведь если в школе детям с ограниченными возможностями здоровья не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития (а без тьюторства, как системы, этого не случится), то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой, поставленные цели и задачи СФГОС, так и останутся не реализованными. И большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.

 

Литература:

 

1.      Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. — М.: ООО «Аспект», 2005.

2.      Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000. -2005. - С. 128.

3.      Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Смысл,1991.

4.      Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. - Альманах ИКТ. - № 13, 2009.

5.      Петрова Г. И. Педагог-тьютор - новая профессия в сфере образования // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. - Томск, 2009. - С. 12 - 15.

6.      Суханова Е. А. Тьюторство как ресурс развития практики образования // Материалы XIV Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство и образовательный стандарт». - Томск, 2009.

7.      Чернявская А. Г. Методические основы деятельности тьютора. - МИМ ЛИНК, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивная образовательная практика, категория детей, классный коллектив, психическое развитие, российская образовательная система, умственная отсталость, учебный процесс, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Похожие статьи

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Формирование инклюзивной компетентности у учителей начальных классов в условиях инклюзивной школы при работе с детьми с различными нозологиями

Задать вопрос