Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе
Автор: Прибыткова Галина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 04.11.2021
Статья просмотрена: 1562 раза
Библиографическое описание:
Прибыткова, Г. Н. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе / Г. Н. Прибыткова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16726/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.
Ключевые слова: тьютор, ученик, тьюторство, сопровождение, дети с ОВЗ.
Наша система образования и те преобразования, которые происходят в ней, дают возможность детям с ограниченными возможностями (ОВЗ) или с задержкой психического развития (ЗПР) получение образования не только в специализированных учреждениях, но и в обычной школе, чтобы лучше адаптироваться к жизни. В свою очередь, обычным детям совместное обучение с детьми ОВЗ (ЗПР) позволяет развить ответственность и толерантность — качества, так необходимые на сегодняшний день, когда в мире происходит переоценка ценностей и на смену добру и состраданию приходит нетерпимость и высмеивание недостатков. Сегодня развитие инклюзивной практики гарантирует равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, ЗПР), выбора подходящего им образовательного маршрута. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Принцип инклюзивного образования предполагает следующие действия: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Вот здесь и встаёт вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР), ведь не каждый учитель может вести постоянное сопровождение ребёнка. И если один педагог может отмахнуться от неуспевающего ученика, то тьютор просто не имеет права пройти мимо и оставить без внимания ученика, так нуждающегося в заботе и чутком отношении. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.» [10].
В России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», в профессиональную квалификационную группу должностей педагогических работников, в 4 квалификационный уровень включен тьютор. В данном законе присутствует ремарка, за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. и 217-н, зарегистрированном в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11725 тьютор относится к 3 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группе должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Должностные обязанности, регламентируемые данным документом, условно можно подразделить на организационные, координационные, коррекционные, проективные, консультативные и пр.
Тьютор — это так называемый посредник между традиционным педагогом и учащимся. Тьютор отслеживает и анализирует проблемы и интересы ребёнка, его способности и усвоение программного материала, помогает сформировать учебные процессы. Тьютор — это наставник, который сопровождает учащегося, организует условия для комфортного нахождения ребёнка в социуме и реализации образовательной программы ученика.
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо.
Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь и поддержку, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе, при постоянно изменяющейся ситуации общения с одноклассниками.
В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и спонтанную деятельность на перемене, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность. Если обычный ученик в любой нестандартной ситуации ищет пути выхода из неё, то ребёнок ОВЗ (ЗПР) теряется, не всегда умеет правильно оценить ситуацию и, в некоторых случаях, проявляет либо агрессию, либо забивается в угол.
Важно понимать, задача тьютора — вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.
Работа тьютора — это и толерантное отношение к ребёнку, умение поддержать, объяснить, направить его, развивать в ученике умение самостоятельно принимать решения. Профессия тьютора предполагает искреннее желание помочь. В работе с «особенными» детьми нельзя применять раздражительность и властность, так часто применяемые многими учителями, таких деток нужно принимать такими, какие они есть. Тьютор должен владеть педагогическими методиками, необходимыми познаниями в области специальной (коррекционной) педагогики.
Какие же задачи должны стоять перед тьютором для успешной работы? В первую очередь:
— сопровождение ребёнка в социуме, создании комфортных условий для нахождения в школе;
— социализация — включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе;
— подготовка условий образования в конкретной системе образовательного учреждения;
— занятия с ребёнком по устранению и преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;
— сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах развития и образования, рекомендации в подборе образовательных, коррекционных и развивающих программ;
— правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных сферах.
В связи с этим выделяется несколько моделей тьюторской работы, которые условно можно подразделить на следующие направления деятельности:
- Экспертная деятельность. Когда дети инклюзивной группы, члены их семей направляются педагогами к тьютору, с целью разрешения определенной проблемы и определению образовательного маршрута.
- Опекунская деятельность. Осуществляется, когда в течение периода обучения ребенок с ОВЗ (ЗПР) или инвалидностью курируется тьютором.
- Деятельность в одной группе (классе) детей. Тьюторская поддержка осуществляется в рамках инклюзивной группы детей, где ведется работа как с детьми с ОВЗ и инвалидами, так и с детьми с нормальным развитием, для создания комфортных условий работы.
- Секционно-групповое взаимодействие. Группа педагогов осуществляет тьюторскую поддержку, интегрируя ее в образовательный процесс. За решение проблемных ситуаций, возникающих в классе, где обучаются дети с ОВЗ (ЗПР), несут ответственность все учителя.
Важно понимать, что дети с ОВЗ (ЗПР) — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, но у них отсутствует мотивация к учёбе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (счёт, чтение, письмо). У данных детей наблюдается стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальная недостаточность, не достигшей умственной отсталости. Нередки нервно-психические расстройства, нарушающие интеллектуальную способность ребёнка.
Быстрое рассеивание внимания и отсутствие концентрации приводят к тому, что детям трудно, а порой и невозможно, работать и самостоятельно выполнять задания. Многие дети излишне подвижны и эмоционально перегружены, поэтому, чаще всего, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо в каждой теме выделять базовый материал, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ОВЗ (ЗПР) необходимо предъявлять хорошо сконструированный материал, тщательно отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения, с обязательной сменой видов деятельности. Также во время учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка-задание должно быть умеренным, доступным его пониманию.
Ребёнок ОВЗ (ЗПР) — это не объект для воспитания. Тьютор не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним.
Тьютор призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.
От правильно построенной работы тьютора, от его взаимодействия с родителями ребёнка, от умения подобрать правильный подход к ребёнку, взаимодействовать с учителями и учащимися всего класса зависит результат развития и обучения «особенных» детей.
Создание и функционирование тьюторского сопровождения не только повышает эффективность всей совокупности учебных технологий, но и делает ее прогнозируемой по отношению к каждому ребенку. Это позволяет индивидуализировать профилактическую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и избежать тяжелых последствий в виде снижения образования и негативных социальных проявлений личности учащегося.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2004. — 153 с.
- Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://thetutor.ru/school/junior _high_school_article03.htm/
- Блинков Ю. А., Губарев Е. А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. — Курск, 2009. — 69 с.
- Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. –№ 1 — С. 34–35.
- Карпенкова, Инна В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И. В. Карпенкова — 2-ое издание, переработанное и дополненное. — М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. — 116 с.
- Ковалёва, Т. М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии / Т. М. Ковалёва // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: ИТОиП РАО, 2002.– 124 с. http://www.thetutor.ru/.
- Крылова Н. Б. Тьютор — новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, — 2015. — № 5–С. 10–16.
- Максимов В. В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л. С. Выготского (1896–1934 гг.)// тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.
- Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е. А. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — 66 с.
- Петрова Е. Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» (из опыта работы) // Материалы IV Международной научно — практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» http://concord.websib.ru/news.php?no=154
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Составитель: Кузьмина Е. В. — руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ. Рецензент: Максимова М. В.- кандидат педагогических наук учитель-дефектолог ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток». Москва, 2012.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. N 329-Ф3 от 03.08.2018, N 317-Ф3 от 03.08.2018.
Похожие статьи
Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения
В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.
Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии
В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...
Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации
Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...
Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении
В статье охарактеризованы особенности организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении. Определены основные направления деятельности специалиста-тьютора. Проанализированы нормативные основы и особенности организации инклюзивного ...
Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения
В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.
Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы
В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).
Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования
В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.
Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»
В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».
Похожие статьи
Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения
В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.
Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии
В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Тьюторские техники и формы организации тьюторского сопровождения школьников при обучении физике в рамках урочной/внеурочной деятельности
В статье рассматриваются вопросы о внедрении роли тьютора в образовательный процесс. Предлагается классификация тьюторских сопровождений: тьюторские техники, методы, формы. Подробно рассматривается роль тьютора при реализации метода «кейс-технологий»...
Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации
Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...
Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении
В статье охарактеризованы особенности организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении. Определены основные направления деятельности специалиста-тьютора. Проанализированы нормативные основы и особенности организации инклюзивного ...
Тьюторство как ресурс адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения
В статье рассматривается возможность использования тьюторского сопровождения в адаптации иностранных студентов в условиях высшего учебного заведения. А также решение данной проблемы путём внедрения технологии тьюторского сопровождения.
Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы
В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).
Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)
В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования
В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.
Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология»
В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».