В современном обществе существенно изменились взгляды на образование человека. Сегодня общество все более осознает необходимость формирования у людей нового целостного миропонимания и научного мировоззрения, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальной науки. Подобное миропонимание и мировоззрение помогут человеку сориентироваться во все более усложняющемся мире; позволят адекватно осознать свое место и роль в дальнейшей эволюции природы и общества; дадут возможность объяснить причины и возможные последствия многих глобальных процессов современности.
Сегодня новой ментальной парадигмой выступает образование, которое понимается как глобальная государственная, общественная и личностная ценность. Такое образование призвано изменить взгляд человека на мир, его отношение к вещам и другим людям, что приведет к изменению самого человека и воспринимаемого им мира. В этой связи субъектом образования должен стать сам человек, который не только образовывается (получает образование), но и сам образует мир (создает свое понимание, свое видение мира и своего места, своего пути в этом мире).
Новый подход к пониманию места образования в жизни человека заложен в современной модели образования. В соответствии с этим подходом образование перестает быть атрибутом детства и юности; оно становится неотъемлемой частью взрослой жизни. Поэтому возрастает ответственность человека за свое обучение.
Реформы в сфере образования в Российской Федерации все более имеют гуманистическую направленность. Сегодня в обществе создаются условия, позволяющие каждому ребенку, подростку, юноше с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться и утвердиться в социуме.
Особое место в современной системе образования занимает образование студентов с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных групп.
Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей – инвалидов. Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложными этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких студентов остается сложной. Приоритетным направлением в обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья является внедрением инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех студентов, что обеспечивает доступ к образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием студентов с ограниченными возможностями здоровья, в качестве ключевой выделяется проблема сопровождения обучающихся студентов с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современного образования, ставит много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзивного образования имеет богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана. Можно отметить такие труды, как «Совершенствование образования» (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США, «Инклюзивное образовангие при ограниченных ресурсах» (Sue Stubbs. Inclusive Education Where There few 3 resources, 2002) и др. В нашей стране вопросом инклюзивного образования также начинают широко заниматься, что получило отражение в трудах И.И.Лошаковой, Е.Р. Ярской-Смирновой «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей – инвалидов» [2],Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике» [1], и др.
Обычное образование нацелено на здоровых обучающихся, включает в себя обычных преподавателей. Специальное образование включает работу с особыми обучающимися, под них подстраиваются и высшие учебные заведения, и преподаватели. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального обучающегося к обычному образованию. И, наконец, инклюзивное образование, воспринимая обучающегося таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения студентом с ограниченными возможностями, надомное, дистанционное обучение.
Образование в современных условиях требует подготовки конкурентно способных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования, а так же креативным потенциалом.
Вместе с тем, только специально подготовленный педагог сможет обеспечить студенту с ограниченными возможностями здоровья помощь и поддержку, психолого – педагогическое сопровождение в его взаимодействии с обществом.
Стремление сопровождающего педагога найти диалог с каждым студентов с ограниченными возможностями здоровья является основой профессионального успеха.
Важным фактором в подготовке будущих педагогов сопровождающих студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в условиях инклюзивного образования является соответствие их личностных качеств требованиям, предъявляемым данной работой с такой категорией студентов.
Актуальность данной статьи определяется социальным заказом общества на подготовку педагогов к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, обладающих определенными профессиональными и личностными качествами необходимыми для данной работы, а также наличием неразрешенных противоречий между:
потребностью включения студентов с ограниченными возможностями здоровья в среду высшего учебного заведения и недостатком квалифицированных педагогов для осуществления инклюзивного образования;
требованиями, предъявляемыми у уровню подготовки будущих педагогов сопровождающих к работе в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработанностью теоретических, методологических и практических подходов его формирования в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, студентам с ограниченными возможностями необходимо тьюторское сопровождение, которое заключается в организации образовательного движения студента с ограниченными возможностями, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Московский институт открытого образования, в частности, кафедра открытых образовательных технологий, второй год обучают слушателей на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров по специальности: «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности».
Должность тьютора, в составе квалификационных характеристик, утверждена приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216 н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор.
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальной образовательной программы учащегося и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, а так же в системе дополнительного образования. Тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации. Создавая открытую образовательную среду, тьютор помогает своему подопечному решать реальные проблемы в своей деятельности. Для подготовки тьюторов кафедрой открытых образовательных технологий разработана программа профессиональной переподготовки педагогических кадров «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», позволяющая кандидату в тьюторы максимально эффективно войти в тьюторскую деятельность. Программа ориентирована на подготовку специалистов по разработке и использованию технологий тьюторского сопровождения и открытых образовательных технологий в системе российского образования. Слушатели готовятся к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: проектной, исследовательской, преподавательской, коррекционной, развивающей, консультативной, управленческой, организационно-воспитательной, социально-педагогической. Но недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия тьюторов со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
во-первых, он призван помочь студенту с ограниченными возможностями здоровья получить образование и освоить мир здоровых людей;
во-вторых, он должен оказать помощь преподавателям высшего учебного заведения по включению такого студента в условия интегрированного (инклюзивного) образования;
в-третьих, он должен осуществлять педагогическое просвещение родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
в-четвертых, он призван формировать адекватное отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями здоровья, создавая благоприятную среду для их успешного включения в современный социум.
Все вышеизложенное приводит к необходимости изменения системы подготовки педагогических кадров, обеспечивающих образование людей с ограниченными возможностями здоровья, возникает проблема подготовки квалифицированных кадров, а именно тьюторов к взаимодействию со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья и развития. Тьютор или сопровождающий педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения студента с ограниченными возможностями здоровья, выступает в роли проводника для студента с ограниченными возможностями в образовательном пространстве высшего учебного заведения.
Тьютор для студента с ограниченными возможностями – это: наставник; посредник; человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);
Содержание и специфика деятельности тьютора со студентами с ограниченными возможностями здоровья обуславливается многими факторами, в том числе:
спецификой нарушений развития студента;
уровнем его активности;
степенью готовности высшего учреждения к инклюзивному образованию, стадии включенности его в работу по развитию инклюзивной практики;
степенью подготовленности педагогического коллектива;
уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Успешность тьюторской деятельности со студентами с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих факторов:
психологическая готовность коллектива к инклюзии, понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними;
наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении студентов с ограниченными возможностями специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-педагогического развития и коррекции, ППМС центров;
наличие специальных условий обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, мы видим, что студентам с ограниченными возможностями здоровья необходимо специализированное квалифицированное сопровождение в образовательном пространстве. Тьюторское сопровождение будет способствовать наилучшему взаимодействию со студентами-инвалидами, а также вхождению этих студентов в процесс обучения. В связи с этим, следует уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков у будущих тьюторов.
Литература:
И.И.Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей – инвалидов»
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике»