Тьюторство в системе образования: опыт России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 3023 раза

Библиографическое описание:

Веревкина, И. Н. Тьюторство в системе образования: опыт России / И. Н. Веревкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 492-493. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59599/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском образовании.

Ключевые слова: тьютор, образование, педагогика, личностный подход в образовании.

Профессия тьютора была официально введена в список должностей педагогических работников в России только в 2008 году [1, c. 6].

Однако корни профессии тьютора уходят в глубокую древность: тьюторство как форма педагогического сопровождения студентов возникла ещё в XII веке в старейших университетах Великобритании — Оксфорде и Кембридже [2, c. 119].

Вплоть до конца ХХ века в России профессии тьютора в России не было. Прообразом тьюторов можно считать «дядек» в Царскосельском лицее [3, c. 41].

Тьюторство как вид педагогической деятельности возникло в СССР только в 1990 г. и связано с именем Г. П. Щедровицкого [4]. Возникновение тьюторства как вида педагогической деятельности в СССР стало возможным только в результате реформирования системы образования.

Первая тьюторская площадка на базе среднего образования (общеобразовательной школы) была создана в городе Томске в школе «Эврика — развитие» [5, c. 171]. В городе Томске наиболее активно проходило оформление тьюторской практики в сфере образования. Помимо школы «Эврика– развитие», тьюторская практика также реализовывалась в других школах Томска– «Школе совместной деятельности» и «Школе гуманитарного образования» [5, c. 171].

Начиная с 1996 года в России ежегодно начинают проводиться конференции, посвящённые тьюторской проблематике, первая конференция была проведена в Томске [5, c. 172].

7 февраля 2007 г. на XI тьюторской конференции в Томске была учреждена Межрегиональная тьюторская ассоциация, которая объединила специалистов из 18 регионов России [5, c. 179]. Целью создания ассоциации являлось объединение различных групп, занимающихся тьюторским сопровождением образовательного процесса [4, с. 14].

В приказе министерства здравоохранения и социального развития № 761 от 26 августа 2010 г «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования”». Приведены должностные обязанности и требования к профессии тьютор. Основная обязанность тьютора– организация процесса индивидуальной работы с обучающимися и персональное сопровождение образовательного процесса [6]. Тьютором может стать человек с высшим педагогическим образованием и стажем работы не менее двух лет [6].

Начиная с конца 2000-х гг. в ряде российских ВУЗов начали открываться магистерские программы по подготовке тьюторов. Впервые магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» была открыта в Московском городском университете. Руководитель программы– доктор педагогических наук, профессор, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации и первый директор Томской школы «Эврика– развитие» Т. М. Ковалева [7]. Также обучение профессии тьютора может проходить в формате профессиональной переподготовки (для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, либо получающих его на данный момент).

В связи с изменениями, произошедшими в стране и в мире в XXI веке, Россия нуждалась в обновлении системы образования, в связи с чем, в XXI веке произошла модернизация системы российского образования. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

На сегодняшний день, главной целью образования является формирование творчески мыслящей личности обучающегося, способной к саморазвитию и самовыражению. Важное значение отводится формированию личностных универсальных учебных действий, которые помогают обучающемуся «понять себя» и «своё место в жизни», иными словами– обеспечивают определение ценностно — смысловой ориентации обучающихся.

В таких условиях фигура тьютора в образовательном процессе является просто необходимой. Тьютор помогает обучающемуся избрать собственную личностную и профессиональную траекторию.

В настоящее время большинство организаций среднего и высшего образования реализуют практики тьюторского сопровождения обучающихся. Однако, в единицах из них тьюторы имеют профессиональное образование в сфере тьюторства (диплом магистра или профессиональной переподготовки), а также работают только тьюторами. В большинстве образовательных организаций тьюторы совмещают работу тьютора с работой учителя/преподавателя/ специалиста по учебно–методической работе и т. п.

Модель тьюторства в системе образования России нуждается в дальнейшей модернизации. Необходимо повсеместное введение тьюторского сопровождения во всех образовательных организациях. Также необходимо, чтобы тьютором был не «внутренний совместитель» (например, учитель музыки), а специалист с образованием тьютора, который занимался бы исключительно тьюторским сопровождением обучающихся.

Литература:

  1. Профессия «Тьютор»/под ред. Т. М. Ковалевой. М., 2012. 246 с.
  2. Гедгафова Л. М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и Кембриджа// Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1. С. 119–124
  3. Челнокова Е. А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России// Magister Dixit. 2014. С. 39–48
  4. Серебровская Т. Б. Тюторство в контексте модернизации высшей школы// Вестник ОГУ. 2011. № 5. С. 13–18
  5. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании// Вопросы образования. 2011. 163–180.
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования” (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / URL: http://ivo.garant.ru/#/document/199499/paragraph/73:0 (Дата обращения: 22.05.2019)
  7. Тьюторство в сфере образования [Электронный ресурс] / URL: https://www.mgpu.ru/programs/magister/tyutorstvo-v-sfere-obrazovaniya/ (Дата обращения: 22.05.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): российское образование, Россия, Томск, образовательный процесс, педагогическая деятельность, профессиональная переподготовка, профессиональное образование, сопровождение обучающихся, СССР.


Ключевые слова

образование, педагогика, тьютор, личностный подход в образовании

Похожие статьи

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Компетенции преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования

В статье рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования. Раскрывается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Похожие статьи

Тьюторство в системе образования: история и новые подходы

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторства в системе образования, обосновывается актуальность изучения тьюторства. Дается определение понятия «тьютор», «тьюторство». В статье дается ретроспективный анализ тьюторской деятельности в зарубежно...

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации

В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует г...

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Компетенции преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования

В статье рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования. Раскрывается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Задать вопрос