Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов
Авторы: Зубачева Ирина Олеговна, Крикунова Яна Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 29.11.2018
Статья просмотрена: 101 раз
Библиографическое описание:
Зубачева, И. О. Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов / И. О. Зубачева, Я. В. Крикунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3764/ (дата обращения: 16.12.2024).
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня обязательной составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение, заметно повышает интерес к знаниям, способствует развитию творческого мышления.
Принцип творчества, как один из основополагающих дидактических принципов, является неотъемлемой составляющей построения уроков русского языка и предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. И речь идет не о простом «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания приветствуются, а имеется в виду формирование у обучающихся способности самостоятельно «открывать» новые способы действия.
В свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта урок развития речи по русскому языку — это урок творчества, который открывает возможность для развития креативных способностей. На этих уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности.
Подготовка к дистанционному уроку напрямую связана с индивидуальными особенностями детей-инвалидов. Подавляющее большинство обучающихся находятся в закрытом социопространстве, оторваны от связи с социокультурными объектами, не имеют возможности наблюдать за природой, любоваться ее красотами. У таких детей слабо развито представление об обществе, людях и самих себе. На уроках русского языка и литературы учитель показывает картины мира, природы на примерах художественных произведений, а также учит детей создавать свои тексты.
Дистанционный учитель должен найти зерно творчества в каждом ребенке, помочь ему раскрыть свои возможности, поддержать его на каждом этапе работы, развивая в нем способность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач.
Творчество на уроках русского языка по развитию речи — это, в первую очередь, — написание сочинения. А сочинения, как мы знаем, бывают разные: сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения по картине и т. д. Это одна из наиболее сложных и интересных форм работы на уроках. Сложных, потому что у детей чаще возникает вопрос «О чем писать?», нежели «Как писать?». Дети-инвалиды имеют маленький жизненный опыт, узкий кругозор по разным темам, у них часто слабый словарный запас слов, нет опыта общения. Интересных, потому что учитель осознает: от его подготовки к уроку зависит раскрытие творческих возможностей ребенка. А о чем может написать ученик? Подходит ли данная тема по этическим нормам? Ведь для всех нас не секрет, что некоторые из учеников по состоянию здоровья даже из дома выходят редко. Где же тогда ребенку набираться этого жизненного опыта?
Конечно, все начинается с семьи: и культура, и воспитание, и патриотизм. В свое время нас спрашивали в школе: «С чего начинается Родина?» Для любого человека она начинается с материнской колыбельной песни, с материнского молока. Потом значение слова «мама» расширяется до определения «семья», и только после переходит в само понятие «родина»: в место, где родился и живет человек, где жили и трудились его предки, защищали свою Родину, и, наконец, в село, поселок или город, в котором сейчас живет сам ученик.
В учебнике «Русский язык. 7 класс» под редакцией М. М. Разумовской в разделе «Речь» есть задание: написать сочинение по теме «Человек, который мне нравится». Дети практически все описывают самого близкого и дорого для них человека — маму. Это удивительный творческий процесс: надо видеть глаза ребенка, слышать его добрые и искренние слова любви к маме.
В Центре дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» ежегодно проходит конкурс-поздравление мам с Всероссийским Днем матери. Большинство обучающихся, уже имея опыт написания сочинения, с гордостью рассказывают о своих мамах, посвящая им стихотворения собственного сочинения.
Моя любимая мама
Не любит вставать рано,
Она в платье всегда одета,
Круглый год обожает лето.
Она умеет готовить,
С ней в этом лучше не спорить.
Каждый день она убирает
И меня убирать заставляет.
Магазины не уважает,
В интернете всё покупает.
В «одноклассниках» любит «сидеть»
И на фото красиво «блестеть»!
Я очень люблю свою маму,
Ведь она лучшая самая!
Прокудина З.
В 8 классе на уроках развития речи обучающиеся пишут сочинение «Репортаж из родного города (поселка, деревни)», в котором знакомят с архитектурой, природным ландшафтом, достопримечательностями малой родины, стараясь пробудить у воображаемого читателя интерес к этим местам и желание посетить их.
Моя жизнь началась с моего маленького, но очень любимого и родного мне посёлка Николаевский. За что я его люблю? Трудный вопрос… Может быть, потому что я здесь родилась и выросла. Здесь — я своя среди своих. Здесь мой дом, моя семья, любимая школа и детский сад. Тимошевская Л. |
В 9 классе обучающиеся знакомятся с жанром эссе, а потом принимают участие в конкурсе сочинений, посвященных Дню Победы в годы Великой Отечественной войны. При написании эссе «Мой прадед — герой» дети, конечно, используют не свой жизненный опыт, а учатся перерабатывать и трансформировать информацию из семейных архивов. Для этого они беседуют с родными и близкими. Все родители, бережно сохранившие документы и фотографии военных лет, помогают своим детям или восстановить по крупицам, или воспроизвести целые истории о подвигах их предков. Дети с гордостью представляют свои работы, правда, еще не совсем осознавая, какой они делают вклад в сохранение памяти о великих для нашей Родины событиях.
В годы войны мой прадед Ирзаев А. Х. сбил не один фашистский самолет, был неоднократно ранен. Его маме двенадцать раз приходила похоронка на сына. Но всем смертям назло он оставался живым. Мамедов В. |
Подросло новое поколение детей XXI века, для которых, казалось бы, Великая Отечественная война — это далекое прошлое. Но наши дети знают историю своей страны, помнят имена и подвиги своих прадедов.
Хочется остановиться еще на одном из видов сочинений — сочинение по картине. Искусство в жизни человека, как всем известно, играет большую роль: учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит красоту в нашу жизнь. Сочинение по картине приобщает к прекрасному, учит понимать, любить и ценить произведения искусства, формирует художественный вкус. Также такие работы являются одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса обучающихся, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию. Видеть картину на страницах учебника или на экране компьютера — это одно, а вот совершать виртуальную экскурсию по музеям России — это совсем другое! [6]. «Посещая» Третьяковскую галлерею, Государственный Эрмитаж, Русский музей, наслаждаясь красотой полотен великих художников, обучающиеся пишут сочинения. Например, в 6 классе это описание картины И. И. Левитана «Лесистый берег», в 9 классе — картин И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой». В данном случае в полной мере реализуется и еще один дидактический принцип — принцип целостного представления о мире.
Таким образом, на уроках русского языка учитель организует такое обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. Воспитание человека, гражданина — задача сложная, многогранная и всегда актуальная. Творчество — самый мощный импульс в развитии ребенка. И задача учителя — развивать творческие силы в маленьком человеке, делать так, чтобы работа каждого ученика была направлена на успех, подводя его к рефлексии: «Вот какой у меня получился результат!».
Литература:
- Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение, 2017.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
- Школьнику: [Электронный ресурс]. URL: http://journal-shkolniku.ru/ (Дата обращения: 02.04.2018).