Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. Ю. Роль современных технологий в развитии коммуникативно-музыкальной личности дошкольника / Т. Ю. Григорьева, О. А. Шихалеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14882/ (дата обращения: 16.12.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) регламентирует формы деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста, прежде всего игровую, познавательную, а также проявление творческой активности, обеспечивающих социально-коммуникативное развитие ребенка. В рамках коммуникативно-личностного развития Стандарт решает задачи формирования общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также развития творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Способ приобщения к ценностям культуры, путь к эстетическому образованию, эффективный способ развития самых разных способностей детей дошкольного возраста, путь к их самореализации как личности, развитие её природной музыкальности является музыкально — творческое воспитание. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие, основой музыкально — творческих способностей являются общие способности. Ребенок, имеющий высокий уровень интеллекта, может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, творческой, художественной, музыкальной.

Для решения задач развития музыкального воспитания дошкольника и формирование мотивации детей к совместной деятельности со взрослыми и другими детьми широко осваиваются и применяются современные педагогические технологии. С целью развития у детей коммуникативных способностей с помощью классической музыки, внедрена технология метода проектирования (Е. А. Сынченко). В 2015 году разработан проект «О чем говорит музыка?», который направлен на развитие культуры восприятия музыкальных произведений. В рамках проекта проведены мероприятия: развлечение «Музыкальная гостиная», викторина «В гостях у композиторов», занятие — путешествие «Чарующие звуки музыки». В результате внедрения проекта повысилось активное участие детей в беседах о музыке, реализация проекта способствовала развитию творческого воображения, образного мышления, умений формировать свое мнение об услышанном произведении, прислушиваться к мнению других.

Для развития музыкальных исполнительских навыков дошкольников в 2016 году разработан и внедрён краткосрочный проект «Ложка деревянная бывает музыкальная», с целью ознакомления детей с историей происхождения музыкального инструмента, развития навыков игры на деревянных ложках, чувства ритма, коммуникативных навыков, через игру в оркестре. Итогом работы стало активное участие воспитанников в мероприятии, посвященном «8 марта», с музыкальным номером «Удалые ложкари», дети демонстрировали умения перестраиваться в пары, тройки, играть на ложках, разными способами. Для развития детско-родительских отношений, приобщения родителей и детей к совместной творческой деятельности в 2017 году разработан детско — родительский проект «Необычная игрушка — музыкальная погремушка». В ходе реализации проекта родители и дети в совместной деятельности проявляли фантазию, творчество, умение изготавливать нетрадиционные шумовые инструменты. Результатом стала организация выставки самодельных музыкальных инструментов «Чудо инструменты». Благодаря творческому сотрудничеству с родителями пополнилась коллекция шумовых инструментов.

С целью создания условий для развития ребенка в игровом общении со сверстниками, в условиях введения ФГОС ДО, с 2015 года используется социо-игровая технология. В ходе внедрения данной технологии осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой. На основе социо-игр Е. Е. Шулешко, Е. П. Ершовой, В. М. Букатова разработаны новые варианты игр по формированию у дошкольников эмоционального восприятия музыки, которые помогают детям в развитии способности слушать, исследовать музыку. Взаимодействие в творческих мини группах, в разных видах музыкальной деятельности, позволяет решить одновременно задачи художественной направленности, коммуникативного развития, музыкального воспитания. Для деления детей на подгруппы применяются различные приемы: «Найди пару», «Рассчитайся», «По цвету». Работа в малых группах направлена на обращенность детей друг к другу, развитие умений общаться и договариваться. В результате использования социо-игровой технологии повысился интерес детей к совместной деятельности, созданы условия, раскрывающие таланты детей.

Регулярно в системе применяется информационно коммуникативная технология (Т. С. Комарова, А. В. Туликов) (далее ИКТ), которая позволяет расширить интерес и внимание детей к музыкальной деятельности, сделать образовательный процесс более содержательным и результативным. При знакомстве детей с композиторами составляются презентации — портреты. Для визуализации музыки при прослушивании используются видеофильмы «Осень», «Зимняя сказка», «Клоуны», «Болезнь куклы». Применение ИКТ, при выполнении музыкально-ритмических упражнений, танцев помогает детям точно, выразительно исполнять движения. Используются мнемотаблицы, с помощью которых дети выполняют различные перестроения или разучивают элементы танцев с менее затраченным временем. С целью развития музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма, широко используются игры — презентации по темам: «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра». На развлечениях и праздниках активно используются слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, разрабатываю игры-презентации, как форму викторины на вечерах досуга. Систематическое использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.

Использование здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, «Эффект Моцарта», сказкотерапия, вокалотерапия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика) помогает обеспечить ребенку возможности сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Для стимулирования интеллектуально — творческого потенциала и развития исследовательских способностей дошкольников используется технология исследовательской деятельности. Для поддержки познавательных интересов создана исследовательская среда: предметы и музыкальные инструменты из разных материалов. Разработан цикл занятий «Такие разные звуки» («Звуки дерева», «Звуки бумаги», «Звуки металла», «Звуки природы»). В ходе занятий дети получили представления о различных музыкальных инструментах, обогатили багаж музыкальных впечатлений, развились коммуникативные и исполнительские навыки. Знакомство со звуками природы позволило расширить представления об изобразительных свойствах музыки, дети научились узнавать звуки природы в инструментальной музыке.

Как показала практика, внедрение современных технологий расширяет образовательное пространство, позволяет изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, развивать творческий потенциал, решать проблемы социализации детей. Следует продолжать внедрять современные педагогические технологии, которые направлены на развитие коммуникативно-музыкальной личности дошкольника.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, совместная деятельность, творческий потенциал, дошкольный возраст, звук природы, музыкальная деятельность, музыкальное воспитание, социо-игровая технология, цель развития.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Влияние театрализованной деятельности на формирование ключевых компетенций современного дошкольника