Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Доброжелательный детский сад

Деятельность дошкольного учреждения
26.10.2020
607
Поделиться
Библиографическое описание
Скулганова, Е. Н. Доброжелательный детский сад / Е. Н. Скулганова, Н. Н. Старостенко, Л. А. Тарасова, Т. В. Агибалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5623/.


В Белгородской области в сфере образования стартовала региональная стратегия «Доброжелательная школа», в рамках которой реализуется проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель этого проекта заключается в изменении принципа отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелен на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ.

Главным приоритетом доброжелательного детского сада, безусловно, является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка. Весь педагогический процесс направлен на освоение и познание окружающего мира ребенком через игру.

В своей работе мы уделяем большое значение современным образовательным технологиям:

– здоровьесберегающие технологии — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни;

– интерактивные технологии — за счет того, что детей «погружают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт.

– технологии проектной деятельности;

– технология исследовательской деятельности;

– информационно-коммуникационные технологии — в этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет;

– личностно-ориентированные технологии (технологии эффективной социализации дошкольника, «Клубный час», технологии группового сбора, «План-дело-анализ» и т. п.

– технологии портфолио дошкольника и воспитателя;

– игровые технологии, в число которых входят «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича».

Образовательная среда доброжелательного детского сада это:

– образовательная инфраструктура, т. е. набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

– нематериальная составляющая, т. е. система доброжелательных отношений по моделям «воспитатель — воспитанник», «воспитанник — воспитанник», «воспитатель — родитель», «воспитатель — руководитель», «родитель — руководитель».

В целом доброжелательный детский сад — это безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, а это означает, что каждый ребёнок защищён от опасностей, вызовов, рисков. Это среда, где исключено нанесение вреда или ущерба, используются здоровьесозидающие технологии, соблюдаются установленные санитарные нормативы.

В нашем детском саду задействовано все пространство для развития ребенка, включая холлы, коридоры и лестничные проемы. Среда интерактивна, полифункциональна, информационно насыщена и открыта, ориентирована на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка.

В приемной группе для родителей создана «Зона ожидания», с журнальным столиком и стулом, на котором размещены рекомендации, буклеты, листовки, брошюры и другая информацией для родителей. В ней оформлены уголки «Поздравляем», «Вот чему мы научились», «Наше творчество», «Уголок забытых вещей», которые помогают самым маленьким быстрее и легче пройти адаптацию к детскому саду. Так же в раздевальной комнате размещен Постер личных достижений воспитанников второй группы раннего возраста. Он представляет собой магнитную доску прямоугольной формы 50 смx75 см, светло — зеленого цвета, с символами группы, например, в нашем ДОУ с колокольчиками, так как группа раннего возраста называется «Колокольчик». Постер личных достижений детей второй группы раннего возраста называется «Достижения воспитанников группы «Колокольчики». Внутри постера находится 8 нарисованных крупных колокольчиков синего цвета, расположенные по всему периметру постера, которые обозначают определенные успехи и достижения детей раннего возраста, основываясь на образовательные области. Внутри каждого колокольчика находится значок, символизирующий определенные успехи и достижения детей, а также, надпись для родителей, что он обозначает:

– Музыкально-театральные успехи — театральные маски;

– Художественные достижения — палитра с красками;

– Спортивные успехи — мяч и гантели;

– Общение — разговаривающие друг с другом дети;

– Игровые достижения — играющие дети;

– Речевые достижения — раскрытая книга;

– Самообслуживание — лейка с цветами;

– Познавательное развитие — микроскоп.

К постеру предлагаются магниты, на которых наклеены колокольчики с фотографиями детей в группе. На каждого ребенка должно быть по 8 магнитов, так как ребенок в один из дней может быть успешен в каждом предложенном направлении. Данные магниты находятся в специальном контейнере, в недоступном для детей месте. В случае успеха ребенка в одном из предложенных направлений, воспитатель берет магнитик с изображением картинки-символа этого малыша и прикрепляет магнит рядом с изображением необходимого колокольчика. Сменяемость постера 1 раз в 14 дней.

В рамках проекта «Доброжелательный детский сад» ведется работа бережливого образования, создается удобная среда, в которой комфортно всем участникам образовательного процесса. Используется визуализация, позволяющая избежать детям опасных ситуаций, а определенные алгоритмы и символы помогают быстро привести свои вещи в порядок. У нас проведена визуализация предметно-пространственной среды детей, которая помогает лучше ориентироваться: на полу пунктиром помечены опасные участки — край открытия дверей. Ребёнок взял игрушку или книгу, и он знает, что её нужно поставить на специально отведённое место, обозначенное соответствующей картинкой. В каждом шкафчике у ребенка имеется алгоритм правильного одевания и раздевания, в умывальной комнате, алгоритм правильного мытья рук.

Для успешного развития детей нашей группы, мы организовали развивающую среду, учитывая принципы ее построения и возрастные особенности младших дошкольников. Все пространство групповой комнаты разделили на небольшие центры, в которых представлены различные виды деятельности. Подобрали материал с учетом принципа интеграции образовательных областей: материалы для одной области могут использоваться и в других областях. Весь материал доступен детям. Для реализации принципа динамичности используем различную мебель: разного размера, мягкие модули.

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника мы создали в группе «Центр уединения», где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. В «Центре уединения находятся мягкие модули, стол, стулья, игрушки, конструкторы, книги, материалы для художественного творчества.

Игры детей в «Центре движения», «Уголке ряженья», «Центре театрализованной игры», «Центре сюжетно — ролевых игр» позволяет нам реализовать принцип стабильности-динамичности. Мы меняем игровой материал, ориентируясь на происходящие события, интересы детей.

Особое внимание мы уделяем «Центру сенсорного развития». В центре много игр для развития чувственного опыта детей, ознакомления с сенсорными эталонами, которые отвечают требованиям актуального и ближайшего развития дошкольников. Такие игры обеспечивают активное общение, возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска.

Рядом с умывальной комнатой разместили центр воды и песка. Здесь есть все необходимое для игр с объектами неживой природы: формочки, совочки, стаканчики, разные предметы для переливания, пересыпания и т. д. Играя, дети узнают их свойства песка и воды, учатся переливать, пересыпать, приобретают трудовые навыки, знакомятся с правилами безопасности.

В центре групповой комнаты находится «Экологический центр», в котором находится материал для развития познавательно — творческой деятельности детей: дидактические игры экологической направленности, комнатные цветы, мыльные пузыри, ветродувы, картинки с признаками времен года, цветами, птицами, насекомыми. Имеются коллекции, гербарии, природный материал.

Большой интерес у детей вызывает «Центр книги. В нем мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

В групповой комнате имеется «Музыкальный центр». Здесь дети знакомятся с разными звуками, вырабатывают ритмичность, придумывают музыкально-ритмические движения, используя платочки, ленточки, цветочки, воланчики, колокольчики.

В спальной комнате имеется «Центр здоровья». В нем мы разместили дорожку для профилактики плоскостопия, ребристую доску, массажные коврики.

Создавая игровые и тематические центры, мы охватили все интересы ребенка. Оснащение нашей групповой комнаты помогает малышам самостоятельно определить содержание деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-пространственная развивающая среда ориентирована на зону ближайшего развития, так как наполнена известными детям материалами, которые дети могут использовать самостоятельно и совсем незнакомыми предметами, которыми они овладеют с помощью взрослых. Такая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности

Наш «Доброжелательный детский сад» — это место, куда дети идут с удовольствием, где каждый ребенок получает все для развития самостоятельности, познавательной активности, где он чувствует себя в безопасности и получает необходимое внимание и поддержку.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный