Доброжелательный детский сад
Авторы: Скулганова Елена Николаевна, Старостенко Наталья Николаевна, Тарасова Людмила Анатольевна, Агибалова Татьяна Владимировна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 26.10.2020
Статья просмотрена: 595 раз
Библиографическое описание:
Скулганова, Е. Н. Доброжелательный детский сад / Е. Н. Скулганова, Н. Н. Старостенко, Л. А. Тарасова, Т. В. Агибалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5623/ (дата обращения: 16.12.2024).
В Белгородской области в сфере образования стартовала региональная стратегия «Доброжелательная школа», в рамках которой реализуется проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель этого проекта заключается в изменении принципа отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелен на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ.
Главным приоритетом доброжелательного детского сада, безусловно, является сохранение ценности дошкольного периода детства и детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка. Весь педагогический процесс направлен на освоение и познание окружающего мира ребенком через игру.
В своей работе мы уделяем большое значение современным образовательным технологиям:
– здоровьесберегающие технологии — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни;
– интерактивные технологии — за счет того, что детей «погружают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт.
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии — в этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет;
– личностно-ориентированные технологии (технологии эффективной социализации дошкольника, «Клубный час», технологии группового сбора, «План-дело-анализ» и т. п.
– технологии портфолио дошкольника и воспитателя;
– игровые технологии, в число которых входят «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича».
Образовательная среда доброжелательного детского сада это:
– образовательная инфраструктура, т. е. набор материальных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
– нематериальная составляющая, т. е. система доброжелательных отношений по моделям «воспитатель — воспитанник», «воспитанник — воспитанник», «воспитатель — родитель», «воспитатель — руководитель», «родитель — руководитель».
В целом доброжелательный детский сад — это безопасная, здоровая и благожелательная среда обучения, воспитания и общения, а это означает, что каждый ребёнок защищён от опасностей, вызовов, рисков. Это среда, где исключено нанесение вреда или ущерба, используются здоровьесозидающие технологии, соблюдаются установленные санитарные нормативы.
В нашем детском саду задействовано все пространство для развития ребенка, включая холлы, коридоры и лестничные проемы. Среда интерактивна, полифункциональна, информационно насыщена и открыта, ориентирована на поддержку личностного и творческого потенциала каждого ребенка.
В приемной группе для родителей создана «Зона ожидания», с журнальным столиком и стулом, на котором размещены рекомендации, буклеты, листовки, брошюры и другая информацией для родителей. В ней оформлены уголки «Поздравляем», «Вот чему мы научились», «Наше творчество», «Уголок забытых вещей», которые помогают самым маленьким быстрее и легче пройти адаптацию к детскому саду. Так же в раздевальной комнате размещен Постер личных достижений воспитанников второй группы раннего возраста. Он представляет собой магнитную доску прямоугольной формы 50 смx75 см, светло — зеленого цвета, с символами группы, например, в нашем ДОУ с колокольчиками, так как группа раннего возраста называется «Колокольчик». Постер личных достижений детей второй группы раннего возраста называется «Достижения воспитанников группы «Колокольчики». Внутри постера находится 8 нарисованных крупных колокольчиков синего цвета, расположенные по всему периметру постера, которые обозначают определенные успехи и достижения детей раннего возраста, основываясь на образовательные области. Внутри каждого колокольчика находится значок, символизирующий определенные успехи и достижения детей, а также, надпись для родителей, что он обозначает:
– Музыкально-театральные успехи — театральные маски;
– Художественные достижения — палитра с красками;
– Спортивные успехи — мяч и гантели;
– Общение — разговаривающие друг с другом дети;
– Игровые достижения — играющие дети;
– Речевые достижения — раскрытая книга;
– Самообслуживание — лейка с цветами;
– Познавательное развитие — микроскоп.
К постеру предлагаются магниты, на которых наклеены колокольчики с фотографиями детей в группе. На каждого ребенка должно быть по 8 магнитов, так как ребенок в один из дней может быть успешен в каждом предложенном направлении. Данные магниты находятся в специальном контейнере, в недоступном для детей месте. В случае успеха ребенка в одном из предложенных направлений, воспитатель берет магнитик с изображением картинки-символа этого малыша и прикрепляет магнит рядом с изображением необходимого колокольчика. Сменяемость постера 1 раз в 14 дней.
В рамках проекта «Доброжелательный детский сад» ведется работа бережливого образования, создается удобная среда, в которой комфортно всем участникам образовательного процесса. Используется визуализация, позволяющая избежать детям опасных ситуаций, а определенные алгоритмы и символы помогают быстро привести свои вещи в порядок. У нас проведена визуализация предметно-пространственной среды детей, которая помогает лучше ориентироваться: на полу пунктиром помечены опасные участки — край открытия дверей. Ребёнок взял игрушку или книгу, и он знает, что её нужно поставить на специально отведённое место, обозначенное соответствующей картинкой. В каждом шкафчике у ребенка имеется алгоритм правильного одевания и раздевания, в умывальной комнате, алгоритм правильного мытья рук.
Для успешного развития детей нашей группы, мы организовали развивающую среду, учитывая принципы ее построения и возрастные особенности младших дошкольников. Все пространство групповой комнаты разделили на небольшие центры, в которых представлены различные виды деятельности. Подобрали материал с учетом принципа интеграции образовательных областей: материалы для одной области могут использоваться и в других областях. Весь материал доступен детям. Для реализации принципа динамичности используем различную мебель: разного размера, мягкие модули.
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника мы создали в группе «Центр уединения», где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. В «Центре уединения находятся мягкие модули, стол, стулья, игрушки, конструкторы, книги, материалы для художественного творчества.
Игры детей в «Центре движения», «Уголке ряженья», «Центре театрализованной игры», «Центре сюжетно — ролевых игр» позволяет нам реализовать принцип стабильности-динамичности. Мы меняем игровой материал, ориентируясь на происходящие события, интересы детей.
Особое внимание мы уделяем «Центру сенсорного развития». В центре много игр для развития чувственного опыта детей, ознакомления с сенсорными эталонами, которые отвечают требованиям актуального и ближайшего развития дошкольников. Такие игры обеспечивают активное общение, возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска.
Рядом с умывальной комнатой разместили центр воды и песка. Здесь есть все необходимое для игр с объектами неживой природы: формочки, совочки, стаканчики, разные предметы для переливания, пересыпания и т. д. Играя, дети узнают их свойства песка и воды, учатся переливать, пересыпать, приобретают трудовые навыки, знакомятся с правилами безопасности.
В центре групповой комнаты находится «Экологический центр», в котором находится материал для развития познавательно — творческой деятельности детей: дидактические игры экологической направленности, комнатные цветы, мыльные пузыри, ветродувы, картинки с признаками времен года, цветами, птицами, насекомыми. Имеются коллекции, гербарии, природный материал.
Большой интерес у детей вызывает «Центр книги. В нем мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомим с уголком книги, его устройством и назначением, учим рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.
В групповой комнате имеется «Музыкальный центр». Здесь дети знакомятся с разными звуками, вырабатывают ритмичность, придумывают музыкально-ритмические движения, используя платочки, ленточки, цветочки, воланчики, колокольчики.
В спальной комнате имеется «Центр здоровья». В нем мы разместили дорожку для профилактики плоскостопия, ребристую доску, массажные коврики.
Создавая игровые и тематические центры, мы охватили все интересы ребенка. Оснащение нашей групповой комнаты помогает малышам самостоятельно определить содержание деятельности, используя различные предметы и игрушки. Предметно-пространственная развивающая среда ориентирована на зону ближайшего развития, так как наполнена известными детям материалами, которые дети могут использовать самостоятельно и совсем незнакомыми предметами, которыми они овладеют с помощью взрослых. Такая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности
Наш «Доброжелательный детский сад» — это место, куда дети идут с удовольствием, где каждый ребенок получает все для развития самостоятельности, познавательной активности, где он чувствует себя в безопасности и получает необходимое внимание и поддержку.