Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жирова, М. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16230/ (дата обращения: 26.12.2024).



Двигательная активность детей дошкольного возраста является важной составляющей их развития и актуальной задачей физического воспитания.

В настоящее время дошкольники, в большей степени проводя время дома и в детском саду, играют в развивающие и сюжетно-ролевые игры, мало двигаются. Наблюдается тенденция малоподвижного образа жизни как взрослых, так и дошкольников: редко на улице во дворе можно увидеть активно играющих детей.

Двигательная активность является одним из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека в любом возрасте, его естественной потребностью. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребенка.

Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи), состоящий из движений (бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) [4].

Отдельное двигательное действие — основной элемент физического упражнения. Это процесс многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий: подвижная игра, комплекс гимнастических упражнений.

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия: основные движения и другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, бытовой, трудовой, спортивной деятельности.

Ранний дошкольный возраст считается важным периодом в процессе формирования личности ребенка, в этом возрасте интенсивно развивается и созревает ряд функций, в том числе и двигательные, происходят сохранение и развитие потребностей в активной деятельности. Именно в вышеуказанном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, создавая условия для организованного физического воспитания детей.

Общеизвестно, что низкая двигательная активность детей раннего возраста, особенно в период активного роста, когда интенсивное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется подобающей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья. Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая чувствительность к движениям позволяют вырабатывать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента появление на свет, применяя при этом целенаправленный комплекс оздоровительной физической культуры [5].

Исследователи, которые занимались изучением двигательной активности, говорят о том, что она, является биологической потребностью, незаменимым фактором жизнедеятельности человека (И. А. Аршавский, Т. Ю. Логвина, С. М. Погудин, В. Н. Зимонина).

Для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста педагогу в работе с детьми раннего дошкольного возраста необходимо применять эффективные средства и методы взаимодействия с их семьями. Только при совместной и систематической работе воспитателя в данном направлении будут видны положительные результаты.

Физическая культура и двигательная активность являются самыми эффективными средствами поддержания и укрепления здоровья малышей. Поскольку основным компонентом видов детской деятельности является движение, целесообразно соединять двигательную активность ребенка с его деятельностью. Нехватка двигательной активности может тормозить интеллектуальное и физическое развитие детей. По данным И. А. Аршевского, ребенку, с первых месяцев его существования необходимо обеспечить определенную двигательную активность, это является задачей родителей. Задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в настоящее время являются приоритетными в дошкольных учреждениях. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте формировать потребность в движении, как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях, информативно и наглядно помогая в этом родителям детей.

В любом виде деятельности однообразие не приносит положительных результатов, это только влияет на ухудшение эмоционального фона каждого ребенка. Чтобы разнообразить утреннюю гимнастику, в детском саду можно применять различные игровые способы проведения утренней гимнастики: «Игра-покачивание на фитболах», специальные игровые упражнения для рук и ног «Доставание палочки прямыми ногами», «Присаживание «Держись за кольца», «Наклоны и выпрямление туловища — «Подними (Достань) колечко», «Скользящие шаги — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, дотронься до гимнастической палочки и «пройди» по ней», «Приподнимание тела из положения лежа на животе — достань солнышко», «Перекатывание тела — покрутись». При проведении гимнастики после дневного сна, необходимо учитывать профилактику нарушений осанки и дыхательные упражнения, такие как «Подуй на листочек (цветочек, снежинку)», «Сдуй шарик», «Подуй и охлади», «У кого ленточка будет длиннее?» (дети дуют на ленточки, которые расположены на одной палочке).

Все занимательные и игровые упражнения для детей раннего возраста родители смогут повторять в домашних условиях. Особенно это актуально в настоящее время в период самоизоляции, когда взрослые вместе со своими детьми упражняются выполнять их, одновременно записывая на видео, таким образом сохраняя память о физическом развитии детей и обмениваясь видеороликами с другими родителями.

Кроме того, родители могут открыть на ютуб-канале или в контакте свой авторский канал или страницу, где они смогут не только прикреплять видеосъемки о развитии детей раннего возраста, но и обмениваться лучшими традициями крепкой семьи по вопросам формирования здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста, их физическом развитии.

Так на авторских каналах родители при размещении собственных видеороликов, направленных на пропаганду укрепления статуса семьи и семейных традиций, станут обмениваться лучшими семейными практиками по воспитанию малышей. Воспитатели в свою очередь сопровождают родителей по организации и корректному содержанию съемок для размещения на авторские каналы, поскольку не все родители имеют педагогическое образование.

Грамотно подобранные и использованные современные формы и методы физической культуры, двигательные упражнения и подвижные игры в режиме дня и в семье для стимулирования двигательной активности детей раннего дошкольного возраста станут эффективными. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по вопросу стимулирования двигательной активности детей раннего дошкольного возраста поможет воспитать здоровых детей и поддержать их гармоничное развитие.

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. Н.Новгород — 2002. — С. 109.
  2. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 2–3 лет (с учетом уровня двигательной активности): методическое пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. — Москва: Просвещение, 2007. — С. 77.
  3. Кочетова Н. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. — 2020. — С. 112.
  4. Парциальная программа «Мой веселый, звонкий мяч». Физическое развитие детей раннего возраста. // Л. Н. Волошина, Л. В. Серых, Т. В. Курилова — Цветной мир. — 2020. — С. 64.
  5. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. (образовательная технология) — 2014. — С. 82.
  6. Усаков В. И. Двигательная активность и ее влияние на состояние здоровья воспитанников / В. И. Усаков // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1(2). — С. 9–12.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья