В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского возраста. Анализ представляет собой обобщение данных из различных источников, выявляя трудности в мотивации, социальных влияниях и потребности в индивидуализированных подходах к физическому воспитанию в период формирования личности.
Исходя из проведенного анализа, в статье предложены конструктивные рекомендации для разработки более эффективных стратегий физического воспитания в дошкольных учреждениях. Автор поднимает вопросы мотивации, социального взаимодействия и индивидуализации, а также ставит своей целью создание основы для будущих исследований и практических изменений в области физического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольные учреждения, здоровый образ жизни, мотивация, индивидуализация.
В современном мире человек сталкивается с множеством вызовов и проблем, связанных с быстроразвивающимися технологиями в области транспорта, информационных технологий, биотехнологии, робототехники и других сферах. Эти технологии радикально изменили повседневность и образ жизни человека в целом. Чтобы быть успешным, компетентным специалистом современное общество накладывает на нас новые требования, такие как информационная и цифровая грамотность, гибкость, критическое мышление, физическому же развитию в этом списке нет места.
Физическое воспитание имеет важное значение в укреплении здоровья, всестороннем развитии детей с ранних лет и правильном функционировании всего организма [5]. Оно также является ключевым компонентом социального развития, позитивно влияет на координацию, а также закладывает основы для будущей любви к физической активности [8]. Именно в дошкольный период у человека закладывается основа здорового образа жизни, формируются умения и навыки двигательной активности, развивается и совершенствуется моторика, которая непосредственно влияет на психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Физическое воспитание не только позволяет поддержать здоровый образ жизни на протяжении всей жизни, развивает основные двигательные навыки, учит важности питания, но и на прямую влияет на умственные способности, внимание, обучаемость. Недостаточное физическое развитие человека влияет на его общее здоровье и развитие [11]. Таким образом, физическое воспитание должно быть неотъемлемой частью образования каждого человека с самого его рождения.
Однако, несмотря на важность этого периода, существует ряд проблем, которые мешают эффективной реализации программ физического воспитания в дошкольных учреждениях. В данной статье мы проведем анализ этих проблем и предложим рекомендации для их решения, с учетом современных тенденций в области образования и физической культуры.
Ключевой проблемой, влияющей на успешное физическое воспитание ребенка, можно назвать нехватку физической активности. Можно наблюдать тенденцию к увеличению количества детей с низкой физической подготовкой, с отклонениями в физическом развитии, с ожирением [10]. По данным ВОЗ дети до 5 лет должны иметь полноценный сон в течение 10–13 часов, заниматься физической активностью различной интенсивности в течение 3 часов, и лишь 1 час тратить на сидячее положение перед экраном [2]. Причинами, влияющими на уменьшение количества и качества физической активности, являются повышенные требования к когнитивным способностям ребенка, усложнение образовательной программы, гиподинамия, интенсивность и количество интеллектуальных занятий, сидячий образ жизни, наличие автомобилей в семье, компьютеризация.
Еще одной проблемой, препятствующей успешному физическому воспитанию детей дошкольного возраста, считается ограниченные ресурсы и оборудование, плохое материально-техническое обеспечение дошкольных учреждений. Подготовка педагогического персонала, недостаточный профессиональных уровень воспитателей и инструкторов по физической культуре [1], нехватка кадров, отсутствие материальных и моральных стимулов у сотрудников дошкольных учреждений — это еще одна из актуальных проблем, с которой сталкиваются дошкольные учреждения в вопросе о физическом воспитании. На сегодняшний день тема нехватки специалистов в области образования и воспитания напрямую связана с низким финансированием. Многие выпускники ВУЗов не идут работать по профессии из-за несоответствия заработной платы и ответственности, которую они несут за детей. Либо же не проявляют никакой инициативы по саморазвитию и повышению своих компетенций в профессиональной сфере, т. к. не готовы отдаваться полностью работе за копейки.
Для обеспечения комплексного развития детей необходимо пересмотреть текущие подходы к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и выработать стратегию, которая будет соответствовать современным требованиям качественного образования и заботы о здоровье детей.
Одной из наиболее значимых проблем, с которой сталкиваются дошкольники, является отсутствие мотивации к участию в физических активностях. Согласно исследованию, проведенному В. А. Питкиным (2019) [7], современное общество придает больше внимания сидячему образу жизни, что, в свою очередь, создает проблемы с формированием интереса к физическим упражнениям среди детей. Этот негативный тренд требует серьезного внимания и коррекции с целью изменения восприятия физического воспитания дошкольниками, сделав его более привлекательным и неотъемлемым компонентом их повседневной жизни.
Для решения проблемы мотивации необходимо внедрение инновационных методов и подходов к организации занятий физической активностью в дошкольных учреждениях. Эти методы должны учитывать не только физические, но и психологические особенности детей, а также активно вовлекать их в процесс, делая занятия интересными и привлекательными. Одновременно важно учитывать роль семьи и обеспечивать согласованность подходов между домом и дошкольным учреждением [3], чтобы создать благоприятную среду для формирования и поддержки интереса к физической активности среди детей.
Для успешного внедрения эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения необходимо глубокое понимание разнообразных факторов мотивации, которые могут стимулировать детей к участию в физических активностях, даже на ранних этапах их развития. Исследование, проведенное А. А. Ильиным (2012) [4], выявляет несколько ключевых мотивационных факторов, оказывающих влияние на детей в этом возрасте. Эти факторы включают в себя:
— здоровье . Важность поддержания физического здоровья детей является фундаментальным мотивационным фактором. Развивая понимание о том, что физическая активность способствует общему благополучию, можно формировать у детей привычку к заботе о своем здоровье;
— соревнование . Многие дети естественным образом влекутся к соревновательным формам деятельности. Включение элементов соревнования в уроки физической активности может стать стимулом для их участия и стремления достигнуть лучших результатов;
— эстетика . Эстетические мотивы также играют важную роль. Создание приятной, красочной обстановки в процессе занятий физической культурой может сделать эти занятия более привлекательными для детей;
— когнитивное развитие . Развитие умственных способностей через физическую активность также имеет мотивационное значение. Понимание того, как физические упражнения способствуют развитию ума, может быть ключевым фактором для вовлечения детей в этот процесс.
Понимание социальных факторов , воздействующих на уровень физической активности дошкольников, представляет собой важный аспект при разработке эффективных программ физического воспитания. Согласно исследованию Сизовой и Семиглазовой (2015) [9], формирование сознательной потребности в физической активности и здоровом образе жизни должно стать ключевой задачей в дошкольных учреждениях.
Интеграция игровых и соревновательных методов, а также внедрение нетрадиционных форм физической культуры в программы дошкольного образования может оказаться эффективным решением. Эти методы позволяют удовлетворить потребности каждого ребенка в движении, делая физическую активность неотъемлемой и увлекательной частью их повседневной жизни.
Для эффективной реализации программ физического воспитания в дошкольных учреждениях существенно учитывать их специфику. Исследование Г. А. Гришиной (2013) подчеркивает важность учета индивидуальной физической подготовленности и интересов детей при организации занятий [3].
В контексте индивидуализированного подхода к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях следует обратить внимание на следующие аспекты:
— необходимо проводить оценку индивидуальной физической подготовленности каждого ребенка с учетом его особенностей. Это поможет адаптировать упражнения и занятия, делая их доступными и безопасными;
— привлечение детей к физической активности возможно через учет их интересов и предпочтений . Внедрение игровых элементов, использование ярких и интересных средств обучения способствует большей мотивации;
— учитывая социальный характер детской деятельности, групповые занятия способствуют развитию социальных навыков, сотрудничества и взаимопонимания;
Понимание и акцент на развивающих аспектах физического воспитания в дошкольных учреждениях является ключевым фактором, как указано в исследовании Мальгина (2013) [6]. Важно обратить внимание на следующие аспекты для более глубокого понимания этой проблематики:
— программы физического воспитания должны быть спроектированы таким образом, чтобы способствовать развитию физических навыков у детей. Это включает в себя разнообразные игровые упражнения, специально адаптированные к возрастным особенностям дошкольников;
— формирование мотивации к движению. Отмеченное Мальгиным значение мотивации в развитии личности подчеркивает необходимость создания стимулов для детей. Игровые формы физической активности и позитивный опыт участия в них могут стать мощным мотиватором для малышей;
— физическое воспитание в дошкольном возрасте должно также способствовать развитию когнитивных функций . Занятия, включающие элементы счета, цветов, форм, способствуют не только физическому, но и умственному развитию;
— использование игровых методик в физическом воспитании является эффективным способом вовлечения детей. Игры, направленные на развитие координации, баланса и социальных навыков, создают позитивный опыт и стимулируют интерес.
В заключение, физическое воспитание в дошкольных учреждениях оказывается важным компонентом, требующим внимания и осмысленного подхода. Проблемы, охваченные в данной статье, подчеркивают необходимость разработки и внедрения эффективных программ, направленных на стимуляцию физической активности у детей.
Решение этих проблем в сфере физического воспитания дошкольников имеет долгосрочное значение для формирования здоровых привычек и образа жизни, способствуя общему физическому и психологическому развитию детей. Внедрение инновационных методов, поддерживаемых дополнительными исследованиями, может создать более благоприятные условия для успешного физического воспитания в раннем детстве.
Литература:
1. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учебное пособие / Л. А. Боярская; [науч.ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2017. — С33.
2. Всемирная организация здравоохранения. (2019). Руководство по физической активности, малоподвижному образу жизни и сну у детей в возрасте до 5 лет. Всемирная организация здравоохранения. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iris.who.int/handle/10665/311664/ (дата обращения: 15.11.2023).
3. Гришина Г. А. Физическая культура. Основы здоровья: учебное пособие / Г. А. Гришина, Р. Я. Проходовский, О. Н. Московченко. — Иркутск: ИрГМА, 2013. 181 с.
4. Ильин А. А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин, К. А. Марченко, Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 360. — С. 143–147.
5. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. / А. В. Кенеман, Хухлаева Д. В. — М.: Просвещение, 1978. — 272 с.
6. Мальгин В. Е. Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных школ // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 557–561.
7. Питкин В. А. Повышение мотивации к занятиям физической культурой / В. А. Питкин, Д. Д. Иванова, Л. А. Холодная // Проблемы современного образования. — 2019. — № 5. — С. 171–177.
8. Решетников Н. В. Физическая культура: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования 14-е изд., испр. / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 176 с.
9. Сизова Н. В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Н. В. Сизова, Е. П. Семиглазова // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии: материалы II Международной научно-практической конференции Челябинск, 2015.
10. Чанчаева Е. А. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) / Е. А. Чанчаева, Р. И. Айзман, С. С. Сидоров, О. И. Попова, О. И. Симонова // Acta Biomedica Scientifica. — 2019. — 4(1). — С. 59–65.
11. Шакурова Л. Э. Будущее физического воспитания: тенденция использования технологий / Л. Э. Шакурова, Д. Р. Ягудин // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 189–192. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/460/101087/ (дата обращения: 15.11.2023).