Как направить потребность в движении дошкольника в правильное русло
Авторы: Диденко Ирина Анатольевна, Королькова Елена Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 28.11.2016
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Диденко, И. А. Как направить потребность в движении дошкольника в правильное русло / И. А. Диденко, Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1675/ (дата обращения: 17.12.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому Стандарт предъявляет определённые требования к одному из направлений развития личности ребёнка — физическому развитию. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [1. с. 5] Для растущего и развивающегося организма движения оказывают огромное значение. Они тренируют все системы организма, улучшают функции различных систем в организме, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Ребёнок, находящийся всегда в движении, меньше болеет, у него лучше развит иммунитет. Гиподинамия, свойственная современному обществу, негативно воздействует на нервную систему, ребёнку сложнее справиться с раздражительностью, контролировать свои эмоции; нарушаются обменные процессы в организме, приводящие к избытку веса; снижается вообще желание к активным действиям. Для всех является аксиомой то, что двигательная активность напрямую связана с умственным развитием ребёнка, оказывает огромное влияние на восприятие окружающего, мышление, пространственные представления детей. Физическое развитие детей предполагает воспитание в себе волевых качеств: настойчивость, целеустремлённость и других. Желание детей освоить новое движение или комбинацию движений всегда должно быть поддержано взрослым, конечно, с учётом безопасности ребёнка, хорошо, если при этом взрослый ещё и покажет различные способы. Например, укатившийся мяч можно догнать, обежав все препятствия, а можно, с учетом условий, перелезть через бревно, перепрыгнуть ямку, подлезть под ветку, бежать подскоками; пройти по возвышенности разными способами.
Очень важно в дошкольном возрасте развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, выносливость, координацию. Это достигается обучением и совершенствованием таких основных движений как ходьба, бег, прыжки, лазание. Наилучшие результаты достигаются при сочетании разнообразных видов движения. Хорошо усвоенные движения дают возможность дошкольникам проявить инициативу, активность, творческий подход в играх. Например, ребёнок сам предлагает подвижную игру сверстникам; с большей энергией и активностью выполняет хорошо знакомое движение; предлагает изменить или усложнить правила, условия реализации знакомой игры.
Дети дошкольного возраста не умеют регулировать двигательную нагрузку, особенно, если они увлечены, у них сильно учащается дыхание, розовеет или краснеет кожа лица и груди. И, если саморегуляция, потребность организма сменить двигательную активность на спокойные движения или задействовать другие группы мышц, не происходит, то задача воспитателя заключается в переключении внимания ребёнка на другой более спокойный вид движений. В свою очередь чередование интенсивности двигательной деятельности и нагрузки на разные группы мышц совершенствует различные качества необходимые в повседневной жизни, играх, трудовых навыках.
Во взаимодействии с детьми младшего возраста очень важен сам пример взрослого, его искренняя заинтересованность, непосредственное участие в движениях с малышами, потому что эмоциональная сторона движения для ребятишек, в силу своих возрастных особенностей, привлекательнее качества и результативности. А вот старшим дошкольникам никак не обойтись без желания достигнуть результатов в различных видах движений — и самому получить удовольствие от достигнутого, и показать окружающим свои способности. В этот момент воспитатель не должен упустить шанс поддержать интерес и желание детей к физическим упражнениям и приобретённым навыкам: справедливо оценить, сказать подбадривающие фразы; сравнить сегодняшний результат ребёнка с его же вчерашним; а, иногда, просто жестом, улыбкой. Такой интерес взрослого к двигательной деятельности детей стимулирует их к достижению больших результатов. Приобретённый опыт вселяет в детей уверенность, упорство, решительность, смелость. Им легче организовать игры со сверстниками в свободной самостоятельной деятельности. Теперь желания детей могут совпасть с их возможностями. Нередко в дошкольном возрасте проявляются способности в чувстве ритма, прыгучести, умению быстро осваивать какой-то вид спорта или его элементы; желание заниматься любимым делом. В дошкольном возрасте необходимо с вниманием отнестись к детям малоподвижным и необщительным, а так как авторитет взрослого у детей, в силу их возраста, высокий, рекомендации для группы детей принять такого ребёнка в игру будут иметь значение. Воспитатель при этом может особо выделить его положительные качества; указать уже играющим на необходимость ещё одного участника игры.
Физические нагрузки для детей после перенесённых заболеваний должны быть постепенными, например, упражнения с меньшим количеством повторов, в более спокойном темпе. Таких детей включать в игры малой подвижности и на короткий период времени в игры большей интенсивности или заменить их участие только на помощь в переносе ими мелкого спортивного инвентаря.
Дошкольники младшего возраста имеют высокую потребность в двигательной активности, и здесь воспитатель может с лёгкостью использовать эту возможность для обучения тому или другому правильному движению, показать их разнообразность. Часто хаотические, многократно повторяющиеся действия направлять в «нужное русло», например, бросать мяч и вдаль, и в коробку, и в руки взрослого; да и способы выбрать разные (снизу, из-за головы, одной рукой, двумя руками и т. д.). Воспитатель, при необходимости поправляет положение рук, ног или туловища, многократно может предложить повторить движение из необходимого положения, таким образом, закрепляет его правильное выполнение. Для поддержания интереса ребёнка к упражнению, подбадривать, хвалить, предлагать игровую ситуацию, например, попрыгать высоко, как зайчата; перемещаться прыжками, как лягушата с кочки на кочку; перепрыгивать через невысоко натянутый канат, как кенгуру. Результат обязательно будет при терпеливом отношении взрослого, при постоянстве и систематичности выполнений различных движений. В детском саду для развития двигательной активности отводится в режиме дня много времени: утренняя гимнастика, физкультурные минутки в организованной образовательной деятельности, непосредственно занятия физкультурой, подвижные игры, динамические минутки, эстафеты, спортивные развлечения и праздники, самостоятельная деятельность. Постепенно диапазон двигательных способностей у детей расширяется, совершенствуется за счет овладения ими основными видами движений и некоторыми спортивными упражнениями. Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в первых своих соревнованиях, таких как городской спартакиаде, сдают нормы ГТО по программе дошкольников.
Условия, которые создаются в детском саду для развития движений, систематичность занятий физической культурой с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей дают возможность использовать ребёнку большое разнообразие освоенных движений и их вариативность в спортивных играх, в самостоятельной деятельности, в состязаниях. Соответственно развиваются и двигательные качества — ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость.
Для освоения тех или иных движений очень важен процесс обучения, при котором дети осваивают их намного быстрее, реже допускаются ошибки и не закрепляются неправильные навыки, ведь переучить бывает сложнее. Показывать правильность выполнения упражнения следует в насколько возможном замедленном темпе. Когда освоено правильное движение, многократно повторено в разных ситуациях, появляется в движениях детей лёгкость, непринуждённость, раскованность, эмоциональная удовлетворённость умениями, например, с расправленными плечами и взглядом вперёд бег; скоординированные движения рук и ног при лазании, ходьбе по ограниченной плоскости; далёкий прыжок при правильном отталкивании. Важно не отклониться в другую сторону требований: в случаи получения у ребёнка результатов движения с лёгкостью вовремя не усложнить упражнение, интерес к выполнению может пропасть, не будут развиваться такие качества, как целеустремлённость, упорство и стремление к достижению лучших результатов по отношению к своим предыдущим. В процессе обучения следует придерживаться принципа от простого к сложному, например, научился ребёнок отбивать мяч от пола двумя руками, усложняем упражнение — отбивать левой или только правой рукой, затем предложить это движение с продвижением. К оценке старших дошкольников предъявлять повышенные требования к качеству выполнения упражнений, к проявлению инициативы, самостоятельности, выдержки и упорству, взаимовыручки и помощи товарищу. Включать с соревновательные игры и упражнения, хорошо усвоенные движения, чтобы при торопливости, эмоциональном накале физические действия были точными, красивыми и сводились к нулю возможности получения травм.
И сколько бы времени не уделялось физическому развитию детей в детском саду, без активной помощи родителей воспитателям никак не обойтись. Поэтому одной из целью ФГОС является взаимодействие с родителями в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1. с. 12] Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. И воспитатели через беседы, консультации, рекомендации могут предложить тот объем умений и особенности их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок в данной возрастной группе. Формирование разнообразных движений, важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Положительный пример в занятиях спортом окружающих родных и близких для детей является особым преимуществом для включения малышей в такую же двигательную деятельность. Формы здесь разные — туристские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Заложить прочные основы хорошего здоровья, правильного физического развития можно с ранних лет, используя для этого ту детскую потребность в движениях, которую дала сама природой.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».