Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ларина, О. В. Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста / О. В. Ларина, И. М. Плугарева, О. Ю. Гоманюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46626/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигательного режима в условиях ДОУ, раскрыты задачи, тематика и особенности организации физкультурных досугов и праздников.

Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие.

Прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы», в Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Не многие понимают, что под понятием «здоровье» подразумевается отличное самочувствие и большой запас прочности с молодости до старости. А ведь именно к такому состоянию нужно стремиться каждому из нас.

Здоровый ребенок дошкольного возраста, как любят говорить педиатры, – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

Однако здоровье не существует само по себе, оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. «Мера» здоровья у всех разная, а поэтому для поддержания и укрепления здоровья требуется разное количество и качество усилий.

По данным исследований, 75% болезней взрослого человека закладываются в детстве. Поэтому вопросам физического развития, формирования у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста.

Одной из важнейших проблем в настоящее время является гипокинезия, т.е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т.ч. компьютерным), негативного отношения к физической культуре. В результате гипокинезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

– охрана и укрепление здоровья детей;

– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

– создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечение физического и психического благополучия.

В работах Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание составлению оптимального двигательного режима для дошкольников, так как именно в эти годы происходит становление двигательной деятельности, совершенствуются функции организма ребенка, развивается нервная система.

Один из ведущих детских физиологов Ю. М. Змановский предлагает следующие рекомендации по рациональной организации двигательной деятельности:

  1. Преобладание в первую очередь беговых циклических упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
  2. Целесообразность частой смены упражнений при многократной повторяемости одного упражнения, предпочтительна многовариативность.
  3. Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого.
  4. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.
  5. Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого и при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.
  6. Занятия должны проводиться ежедневно подготовленными специалистами при участии воспитателя (либо воспитателем).
  7. Моторная плотность должна составлять 80%, для прогулок 60%.

По мнению ученых, необходимо создавать такие условия образовательного процесса, при которых личность дошкольника развивается без ущерба для здоровья, при этом учитываются результаты медико-педагогических комиссий, группа здоровья и определяется группа физкультуры. Вот пример планирования движений для детей подготовительной группы в соответствии с нормой их естественной потребности в движении.

 Утренняя гимнастика до занятий – 8-10 минут.

 Физкультминутки на каждом занятии – 2-4 минуты.

 Игры и упражнения между занятиями – 8-18 минут.

 Подвижные игры на прогулке – 30-40 минут.

 Физкультурное занятие (НОД) или занятие в спортивной секции – 30-35 минут.

 Самостоятельная двигательная деятельность с различными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке – 50 мин.

 Бодрящие, корригирующие, тактильные гимнастики после сна – 8-10 минут.

Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался и контролировался воспитателем и инструктором физической культуры.

Активный отдых детей может быть самым разнообразным. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт двигательных навыков.

Наиболее эффективными и популярными формами активного отдыха являются физкультурные праздники и досуги, которые позволяют успешно реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.

Не случайно педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений уделяют пристальное внимание поиску эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, внедрению инновационных предложений, привлечению семьи, специализированных спортивных и образовательных школ.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются физкультурные досуги и праздники. Намечается тематика физкультурных досугов и праздников, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании досугов и праздников исходили из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта, подготовленности. По решению задач, хотелось бы выделить 4 группы физкультурных праздников и досугов.

Темы досугов

Задачи

Физкультурно-музыкальные досуги

«Масленица»

«Наша Армия сильна»

«Моя спортивная мама»

«Двигательная сказка»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

 способствовать всестороннему физическому развитию и совершенствованию функций организма;

 разнообразить взаимодействие родителей и детей;

 привлечь родителей к участию в совместных физкультурных мероприятиях;

 повысить интерес родителей к двигательным потребностям ребенка.

Физкультурно- познавательные досуги

«Таинственный остров»

«Лесные путешественники» «Чудо-урожай»

«Цветик-семицветик»

«В гостях у сказки»

«Море и моряки»

«Мой друг Светофор» «Пожарные на ученье».

 способствовать осознанному отношению детей к выполнению упражнений, способах охраны жизни и укрепления собственного здоровья;

 формировать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, привлекать к занятиям спортом;

 развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость);

 повышать активность и общую работоспособность.

Оздоровительные досуги

«Дружно мы идем в поход»

«День туриста»

«Праздник Нептуна»

«Солнце, воздух и вода»

«Остров Здоровья»

«В гостях у Айболита».

 обучать способам охраны жизни и укрепления собственного здоровья детей;

 приобщать к природным и климатическим условиям жизни;

 создавать благоприятные условия для закаливания организма, использовать естественные силы природы для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста;

 способствовать положительному влиянию на эмоциональное состояние детей;

 всесторонне развивать организм и совершенствовать функциональные системы.

Праздники – соревнования

«Веселые старты»

«Малые Олимпийские Игры»

«Олимпийские Надежды»

«Шашечные турниры»

«Фестиваль ГТО»

«Веселые старты».

 способствовать реализации двигательных умений и навыков;

 обеспечить условия для демонстрации и поощрения двигательных успехов детей;

 продолжать формировать интерес детей к занятиям физкультурой и спортом;

 создавать условия для положительно-эмоционального комфорта;

 воспитывать морально-волевые качества (смелость, целеустремленность, организованность, дисциплинированность, чувство товарищества, коллективизма).

В течение года важно чередовать разные виды физкультурных досугов (сюжетные, интегрированные, игры-эстафеты, двигательный калейдоскоп и т.д.), место проведения как на воздухе, так и в помещении в зависимости от времени года и погодных условий. В сюжет могут быть включены персонажи из знакомых сказок и книг, с воспитателями групп обговариваются поощрения (эмблемы, открытки, угощение, наклейки и т.д.).

Организация физкультурных праздников и соревнований требует большой предварительной подготовки всего педагогического коллектива, детей и родителей, так как это зрелищные массовые мероприятия, которые привлекают многочисленных зрителей и служат мощным средством пропаганды и популяризации физкультуры и спорта. При подготовке праздников и соревнований необходимо учитывать следующие особенности:

выбор темы праздника. Тема праздника, соревнования посвящается знаменательным датам или выдающимся событиям (Зимние и Летние Олимпийские Игры, Чемпионат Мира по Футболу, Годовщина Победы в Сталинградской битве и т.п.);

определение цели и задач (образовательные, воспитательные, оздоровительные);

разработка положения, сценария. Определяются творческая группа по подготовке к празднику или соревнованиям, судейская бригада, требования и критерии судейства. Программа праздника, соревнования составляется с учётом программного материала, возраста, уровня подготовленности, режима дня дошкольников, соблюдения правил гигиены. В сценарий праздников и соревнований включаются показательные и музыкальные номера, стихи детей, загадки, хороводные игры, речёвки, кричалки и аттракционы для зрителей, такое чередование различных видов деятельности дает возможность отдыха между эстафетами, конкурсами и удерживает интерес всех участников.

место проведения праздника, соревнований. Соблюдение правил безопасности жизни в зале и на воздухе. Праздничное красочное оформление: шары, ленты, баннеры, флажки, цветы, детские рисунки и плакаты.

Методически правильно составленный сценарий, красочное оформление зала или места праздника, музыкальное сопровождение всего праздника – создают положительную эмоциональную атмосферу для психологического благополучия, определенный духовный настрой, оказывают влияние на развитие умственных способностей, нравственности, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и совершенствованию навыков, но и благотворно влияют на детскую психику. Положительный эмоциональный заряд, полученный на физкультурных досугах, праздниках, соревнованиях побуждает детей выполнять все более новые и сложные движения.

Физкультурные досуги, праздники и соревнования в полной мере реализуют двигательные потребности детей старшего дошкольного возраста, помогают выявлять способности к занятиям спортом, повышают интерес родителей в дальнейшем развитии ребенка.

Результативность:

– повысилась заинтересованность детей и родителей в систематических занятиях физкультурой и спортом. Кружки оздоровительной и спортивной направленности посещают 57% дошкольников МДОУ;

– выпускники МДОУ д/с № 63 продолжают заниматься спортом, имеют спортивные успехи и достижения;

– дошкольники МДОУ вместе с родителями активно принимают участие во Всероссийских и городских физкультурных акциях: «Кросс Наций», «Лыжня России», сдача норм «Комплекса ГТО», «Веселые старты во дворе»;

– МДОУ д/с № 63 «Звездочка» – призеры областного этапа ХІІ Всероссийской Акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;

– команда дошкольников МДОУ заняла ІІІ место в городских соревнованиях «Малые Олимпийские Игры» в 2016 г., 2017 г.;

– команда дошкольников МДОУ д/с №63 – победитель в комбинированной эстафете, прыжках в длину, призер в метании мяча, беге на 30 м. в 2016 г., призеры в беге на 30 м., комбинированной эстафете в 2017 г. в «Фестивале ГТО» в рамках сетевого взаимодействия между д/с № 53, 63, 79, 94, 98, 102.

– «Фестиваль ГТО» является инновационным продуктом и представляет практическую значимость для системы образования. Соревнования являются переходным звеном между детским садом и школой, физкультурно-оздоровительной формой внедрения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО.

– ежегодное участие в городских соревнованиях в рамках фестиваля «ДРОЗД» среди воспитанников ДОУ «Стартуем вместе – будем здоровы!» По результатам 2016 года команды МДОУ № 63 вошла в 6 лучших, по результатам 2017 года в 5 лучших.

Литература:

  1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду пособие для работников дошкольных учреждений / З. Ф. Аксенова – М. ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  2. Алексеева А. М. Спортивные праздники и физкультурные досуги в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Алексеева – Ростов н/Дону, Феникс, 2005. – 224 с.
  3. Власенко О. П. Лето красное звонче пой / О. П. Власенко Сборник летних праздников для дошкольников. Волгоград, Учитель; 2007. – 140 с.
  4. Доскин В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2003. – 110с.
  5. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б., Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения, СЦЕНАРИИ, старший дошкольный возраст / В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева, М. Б. Зацепина, О. И. Воробьева – М.: АРКТИ, 2001, с. 72.
  6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1998. – 88 с.
  7. Сапего С. Н. Спортивные праздники в детском саду / С. Н. Сапего – М.: АСТ; Донецк: 2007. – 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): досуг, праздник, соревнование, двигательная деятельность, детский сад, дошкольный возраст, Игра, ребенок, физическая культура, двигательная активность.


Похожие статьи

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Роль игрового взаимодействия в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе рассмотрены и изучены содержание и особенности жизнедеятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия. Рассмотрены понятие, функции, виды и специфика игр, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Выявлены трудности игрового взаимодейст...

Изменение в документационном сопровождении культурно-досуговой деятельности (мировой и российский опыт)

В статье рассмотрена проблема документационного сопровождения культурно-досуговой деятельности. Показано влияние нормативной базы регламентирующей деятельность сельских учреждений культуры. Проведен анализ становления досуга в мировом опыте, базовых ...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Похожие статьи

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Роль игрового взаимодействия в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

В работе рассмотрены и изучены содержание и особенности жизнедеятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия. Рассмотрены понятие, функции, виды и специфика игр, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Выявлены трудности игрового взаимодейст...

Изменение в документационном сопровождении культурно-досуговой деятельности (мировой и российский опыт)

В статье рассмотрена проблема документационного сопровождения культурно-досуговой деятельности. Показано влияние нормативной базы регламентирующей деятельность сельских учреждений культуры. Проведен анализ становления досуга в мировом опыте, базовых ...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Задать вопрос