В работе рассмотрены и изучены содержание и особенности жизнедеятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия. Рассмотрены понятие, функции, виды и специфика игр, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Выявлены трудности игрового взаимодействия детей с ОВЗ, обусловленные в первую очередь их особенностями развития.
The paper considers and studies the content and features of the life of children with disabilities in the process of game interaction. The concept, functions, types and specifics of games used in working with children with disabilities are considered. Difficulties in the game interaction of children with disabilities, primarily due to their developmental characteristics, are identified.
В настоящее время каждый десятый человек населения Земли имеет те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет [8].
В. В. Лебединский, изучив ситуацию в России, утверждает, что в 2021 году устойчивым остается положение по увеличению числа детей с ограниченными возможностями [15, с. 89].
В качестве основного метода сопровождения детей с ОВЗ мы предлагаем использовать процесс игрового взаимодействия, так как игра способствует социализации и развитию социальных навыком ребенка.
О. В. Дружиловская отмечала, что Г. Я. Трошин при изучении роли игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья делал акцент на том, что «игра служит важным показателем их способностей и возможностей, оказывает положительное влияние на развитие зрения, мышечных чувств, слуха, влечет за собой улучшение памяти, мышления и воображения» [12, с. 54].
Л. Б. Баряева, А. П. Зорин, Е. В. Зворыгина, В. В. Петрунский, И. С. Гринченко говорили о важности игры как способе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Игра способствует прогрессу в развитии детей с особенностями здоровья и помогает подготовить ребенка к школе.
Цель исследования: описать роль игры в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
З адачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностей детей с ОВЗ;
3. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия;
Методы исследования : теоретический анализ научной и специальной литературы по теме исследования.
Согласно Н. М. Назаровой, дети с ОВЗ — это «дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [17, с. 56].
А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, В. А. Сластенина, Н. В. Ялпаева полагали, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должно основываться на ведущих принципах возрастной психологии и учитывать сенситивные периоды развития ребенка.
В свою очередь, Р. Э. Кодермятов сопровождение трактовал как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (здесь в виду имеется не любая форма помощи, а поддержка), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы. Именно во взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, и происходит развитие сопровождаемого» [13, с. 89].
Психолого-педагогическая поддержка ребенка с ОВЗ является комплексной технологией, которая позволяет поддерживать ребенка на психологическом и педагогическом уровне. Также оказывать помощь родителям по вопросам образования, воспитания детей.
Основной акцент в сопровождении ребенка ставится на укреплении физического и психологического здоровья, что будет способствовать его моральному и эмоциональному благополучию. Правильно созданная программа сопровождения позволит стать ребенку успешным как в учебе, так и в жизни.
Поскольку на этапе обучения в школе игра продолжает занимать важное место, в том числе и ролевые игры, но параллельно с ролевыми добавляются и дидактические, важно сочетать эти виды игр при обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Например, на уроках внедрять дидактические игры, во время отдыха, переменах, внеклассных мероприятиях –ролевые. Дидактические игры позволяют усваивать учебный материал, а ролевые — развиваться в коммуникативном и социальном плане.
Существует определенная структура игры, которая содержит роли, сюжет и пр. Благодаря грамотно разработанному сюжету можно обучить ребенка социальным навыкам, умению вести диалог, сформировать произвольные поведенческие формы [4].
Существует множество видов игр, которые отличаются по содержанию, форме, структуре, материалу. Так, например, в отечественной педагогике (Ф. Фребель, К. Грос, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская) игры делятся на творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные игры, строительные игры) и игры с правилами (дидактические и подвижные игры) и народные игры.
Эффективность игры доказана множественными примерами. Подвижные игры способствуют развитию выносливости, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Командные игры позволяют развивать социальные навыки, навыки командного взаимодействия, развивают лидерские качества. Творческие игры способствуют развитию воображения, фантазии.
Кроме того, благодаря игре развивается интеллект ребенка, его мышление. При работе с детьми с ОВЗ используются специальные развивающие игры, сочетаются традиционные и инновационные технологии, что позволяет активизировать деятельность учащегося, выработать учебную мотивацию.
Из вышеизложенного следует, что игровые технологии — это набор педагогических приемов и средств на основе игр. Игровые технологии должны быть здоровье сберегающие и нести минимальный риск для жизни и здоровья детей. А также реквизит для игр должен соответствовать нормам законодательства [18].
Игры должны соответствовать возрастным нормам и психологическим особенностям ребенка.
Теоретический анализ показал, что игра имеет важное значение при развитии, обучении и воспитании детей с ОВЗ. Игровой потенциал огромен в современных педагогических условиях, что позволяет использовать игру как основной инструмент работы с ребенком, так как в игре происходит формирование личности школьника, развивается волевая сфера, мотивация, социальные навыки и пр.
Игра позволяет овладеть навыками и умениями, освоить нормы социального взаимодействия, усвоить нравственные ценности. Вне игры нет воспитания личности.
Литература:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт школьного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. — М.: СФЕРА, 2015. — 21с.
- Абрамова, И. В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования / И. В. Абрамова, Е. В. Золоткова, И. Е. Пушкова // Российский научный журнал. Саратов, 2018. — № 5 (30). — С. 153–158.
- Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. — М.:Academia, 2002. — 208 с.
- Алехина, С. А. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник методических рекомендаций / под ред. Е. В. Самсоновой; отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. — 203 с.
- Алехина, С. А. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Электронный ресурс] // URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2018/09/Alehina.pdf (дата обращения: 02.08.2021).
- Амбрукайте, И. Основы дефектологии — для родителей аномальных детей / И. Амбрукайте // Дефектология. 1981. — № 5. — С. 75–76.
- Архип, И. А. Становление системы специального образования Кольского Заполярья / И. А. Архип // Дети с проблемами в развитии. 2019. — № 1. — С. 31 -34.
- Афанасьева, Т. Нестандартные дети / Т. Афанасьева // Воспитание школьников. -2021.-№ 8.-С. 4–10.
- Букатов, В.М., Ершова А. П. Социо-игровые приёмы обучения. СПб: Образовательные проекты. / В. М. Букатов, А. П. Ершова. — М: НИИ школьных технологий, 2018. — 193с.
- Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики. / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 280 с.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. — М.: Издательство ГНОМ и Д. 2019. — 448с.
- Дружиловская О. В. Научно-историческое наследие Г. Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики // Культурно-историческая психология. –2008. –Том 4.– № 3. С. 11–16.
- Козырева, О. А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Козырева // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» — 2020. –№ 14. — С.34–38 (дата обращения: 02.08.2021)
- Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1738–1740.
- Лебединский В. В. Нарушения психическогоразвития у детей: Учебное пособие.. –– М.: Издательство Московского университета, 2020.–234 с.
- Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемыинтеграции и социализации. — М.: Центрлечеб. педагогики,2020.– С. 65–73.
- Назарова Е. Л., Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет. Планирование образовательной деятельности. Взаимодействие с родителями.ФГОС ДО: практика реализации.–2018.–137 с.
- Организация игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие для педагогов ДОО / Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. — Челябинск: ЧИППКРО, 2019–136 с.
- Саввиди, М. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / журнал. 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2015015439 (дата обращения: 02.08.2021).
- Черенкова, О. А. Формирование коммуникативных умений у детей ОВЗ в игровой деятельности. Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. А. Черенкова. — Пенза, 2018. — 204с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 2013. — 228 с.
- Bagnato S. J., Kontos S., Neisworth J. Integrated day care as special education: Profiles of programs and children // Topics in Early Childhood Special Education. — 1987.-№ 7(1).-P. 28–47.
- Baily D. B. Collaborativegoal setting with families: Resolving differences in values and priorities for services // Topics in Early Childhood Special Education. -1987.-№ 7(2).-P. 59–71.