В статье рассмотрена проблема документационного сопровождения культурно-досуговой деятельности. Показано влияние нормативной базы регламентирующей деятельность сельских учреждений культуры. Проведен анализ становления досуга в мировом опыте, базовых источников регламентирующих документирование форм культурно-досуговой деятельности. Выявлен комплекс проблем по нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению деятельности сельских учреждений культуры. А также выделен документопоток, образующийся в процессе деятельности и проведения культурно-досуговых мероприятий.
Для современного общества, большое значение играет не только удовлетворение основных материальных потребностей, но и организация культурно-досуговой сферы. Это важная составляющая вторичной социализации личности. Организация культурно-досуговой деятельности направлена на клиента посетителя, зрителя, потребителя с целью предоставления культурных благ и поэтому в современных экономических условиях специалистам в этой сфере необходимо разбираться не только в методах оказания услуг, но и в нормативно-правовой базе, регламентирующей эту деятельность. Немаловажным проблемным фактором, оказывающим негативное влияние на глубину проработки нормативной базы деятельности сельских учреждений культуры, является недостаточность методической литературы необходимой специалистам для документационного обеспечения культурно-досуговой деятельности. Данная проблема складывалась исторически и нарастала с процессом модернизации и преобразований культурно-досуговых учреждений, что влияло на качество предоставляемых услуг и эффективность работы учреждений.
Культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение основных культурных потребностей людей и осуществляется посредствам предоставления услуг населению. Работа с документами в культурно-досуговой деятельности является частью целого механизма в системе учреждения культуры и неразрывно связана с сохранением, созданием, распространением культурных ценностей, а также реализует популяризацию достоверной информации о жизни и деятельности людей, способствует оказанию услуг населению. От того как развивалась сфере досуга, каким переменам подвергалась, зависит сам процесс документационного сопровождения этой сферы.
Для того чтобы изучить документы, которые так или иначе формировались в процессе культурно-досуговой деятельности необходимо провести глубокий анализ становления досуга в мировом опыте, изучить формы деятельности в разные исторические эпохи.
Целью исследования является изучение изменений документирования культурно-досуговой деятельности в мировом и российском опыте.
Для реализации заявленной цели необходимо:
– изучить мировой опыт становления культурно-досуговой деятельности;
– проанализировать основные законы и методическую базу регулирующих процесс документационного сопровождения культурно-досуговой деятельности в России;
– Зарубежный опыт сферы досуга изучали отечественные ученые и специалисты в сфере культуры: Т. В. Вдовенко, Н. В. Ганц [5], С. А. Комиссарова [8], Е.Г., А. С. Кутузовская [9], С. В. Мошкин [10], Л. Е. Востряков [4] и многие другие.
Огромный вклад в изучение истории, теории, технологии форм культурно-досуговой деятельности в России внес В.М Рябков [13].
С. Н. Горушкина провела глубокий анализ соответствия законодательной и нормативно-правовой базы реальным изменениям в сфере культуры. Выявила негативное влияние на глубину проработки нормативно-правовой базы в деятельности сельских учреждений культуры в недостаточности методической литературы и необходимых дополняющих законных документов в регионах России [7].
Вызывает широкий интерес в исследованиях истории развития культурно-досуговой деятельности с древнейших времен до современности. Многие тенденции организации досуга приходят из-за рубежа и мировыми лидерами считаются США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, страны северной Европы. В этих странах создана мощная индустрия досуга. А. С. Кутузовская подробно описала модели досуга в России и за рубежом. Дала определение досугу. Досуг происходит от древнеславянского глагола «досягать», «досягнуть» т. е. возможность что-то совершить. Данное понятие употреблялось уже в XV веке, а как «свободное время» появилось в начале XX века.
В своих исследованиях А. Ю. Мухин обозначил культурно-досуговую деятельность как социально значимую, реализуемую в свободное время от работы время и направленную на удовлетворение высших потребностей у личности, и выделил три основных функции досуга: рекреация, развитие и развлечение [11]. Рекреационная деятельность — деятельность человека в свободное время, осуществляемая в целях восстановления сил, а также всестороннего развития.
Т. В. Вдовенко охарактеризовала досуг как свободу человека в выборе для себя любой деятельности необходимых для творчества.
А. С. Кутузовская выделяет модели досуга в мировой практике: англосаксонская (либеральная) — к ней относятся США, Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия; континентально-европейская модель — Япония, Германия, Франция, Швейцария; социально-демократическая — к ней относятся Швеция, Дания, Финляндия и южно-европейская — Италия, Испания, Португалия, Греция.
С. В. Мошкин провел параллели изменений в сфере культуры зарубежных стран и России после политических взглядов лидеров на стратегическое развитие и финансирование отрасли культуры. Показал отрицательные и положительные моменты реализации стратегической политики в области культуры в процессе проведенной в Стокгольме конференции по развитию культуры в 1998 году, и утверждения в 1992 году «Основ законодательства о культуре в Российской Федерации».
Становление культурно-досуговой сферы, в современном её понимании, активизируется во второй четверти ХХ века, когда после окончания первой мировой войны и революций в Европе, мировое сообщество становится более социально-ориентированным, возникают международные организации способствующие прогрессу и гарантирующие определенные социальные гарантии: Лига наций, Международная организация труда и др..
Рассматривая наиболее успешные практики в области организации культурно-досуговой деятельности, по нашему мнению, целесообразно сосредоточить своё внимание на опыте нескольких стран: США, Франция, страны северной Европы.
В США в начале XX века распространились такие культурно-досуговые учреждения как общественные центры и народные дома на селе. В них организовывались спектакли, праздники, обеды с тостами, митинги, лекции для пропаганды и кружки [6]. В таких домах организовывались сеттльменты (культурные поселки в городской среде) [5].
Особый интерес представляет опыт Франции, в которой развиты культурно-просветительная и клубная традиции. Во Франции создана сеть самых различных учреждений: библиотеки-дискотеки, Дома культуры, досуговые молодежные центры [9], центры современного искусства, театрально-концертные центры. Практикуются различные фестивали, фольклорные праздники, где, как и в Российских сельских клубах принимают участие различные слои населения. Основные документы, которыми сопровождается клубная деятельность во Франции являются: правила приема, клубный устав, программа [8].
В последнее десятилетие культурно-досуговая деятельность за рубежом стала более разнообразной. Развиваются платные услуги, появляется множество клубных форм. Клубы стали центром социализации и повышения досуговой деятельности населения. Система организации культурно-досуговой сферы стала более эффективной и направлена на деятельность разных групп населения, оказавшихся в кризисной ситуации.
В северной Европе культурная ситуация и политика имеет следующие особенности: ориентация культурной политики на регионы, тем самым культурная жизнь в провинции становится разнообразней и не уступает столичной; культурную активность проявляет само население провинций и идет снизу-вверх; ориентация культурной политики на демократические формы деятельности (равный доступ для всех к культурной продукции); в качестве приоритетов выделены интересы детей и молодежи и данные категории имеют преимущество перед другими группами населения.
В Швеции именно учреждения клубного типа являются главными очагами культуры в малых городах и сельской местности, крупные учреждения культуры практически отсутствуют в этих территориях. Существует высокая доля самоорганизации жителей при организации досуга, при этом реализация этим мероприятий происходит при обращении к ресурсам центров местных общин (аналоги домов культуры). Досуг сконцентрирован в центрах местных общин, куда приезжают все желающие, а если организуются гастроли по району, то в основном они проводятся в школах. Принимая решение о создании культурного центра, жители его содержат сами, и эта идея поддерживается местными властями.
Для «скандинавской» политики в культуре преимущественна большая гибкость по сравнению с российской. В российских селах дополнительное финансирование от государства можно получить только при проведении праздников, мероприятий, в остальное время мелкие мероприятия финансировались только из собственного малозначительного бюджета.
Особую роль в развитии сферы культуры Скандинавии играет сотрудничество или стратегический союз — объединение ресурсов: финансовых и людских. В сравнении с этими странами, в России тоже предлагается отойти от традиционной клубной работы и использовать совместную деятельность с промышленниками и коммерсантами. Важно организовывать не только концерты, а нечто новое.
Становление культурно-досуговая деятельность в России, связано с созданием сети учреждений клубного типа в первые годы советской власти. В антологии М. К. Рябкова представлены различные формы досуга послереволюционного времени в России: информационная работа (громкие читки, устные газеты и журналы, митинги-концерты, беседы, формы справочной культурно-досуговой деятельности, формы клубной печати, клубные вечера, передвижные формы кружковой деятельности, народные университеты [13].
Клубной деятельности этой эпохи соответствовали агитационно-пропагандистские формы клубно-воспитательного процесса. Документами выступали агитационно-пропагандистский иллюстративный материал, который создавался культпросветработниками. Это были плакаты, устная газета, живая газета, справки (справочная работа), бюллетени, стенгазеты, справочные альбомы. Бюллетени могли носить название «Наша волость», а альбом справок составлялся по материалам газет «Беднота», «Правда» и др.
Крестьянские жители стремились к самостоятельному творчеству и организации различного рода клубных учреждений в селах. Такими клубными учреждениями считались избы-читальни, народные дома и клубы. В них утверждались планы работы, положения, уставы, а также в 1920 году появилась инструкция по организации устной газеты.
Наиболее распространенной формой клубной работы в деревне с 1917 до середины 1919 года был культурно-просветительский кружок. К началу 1919 года было учтено около 4735 сельских кружков по деревням России. Многие кружки имели программы и уставы. В Уставе деятельности такого кружка было записано: «отказаться от употребления нецензурных слов и песен, стремиться поддерживать своих товарищей в их борьбе с деревенскими богатеями, приступить к обучению неграмотных…» [13]. В дальнейшем спектр деятельности подобных учреждений расширялся. Часто, клубная сеть находилась на полном балансе промышленных учреждений региона. На работу в данные организации стремились привлечь специалистов с высокой квалификацией, в том числе выпускников ведущих творческих учебных заведений страны. Улучшался уровень материально-технического оснащения клубов.
Распад СССР, переход к рыночной экономике, привел к урезанию расходов на содержания учреждений данного типа.
Статья С. В. Мошкина опубликована в 1992 г., и подтверждает исследования, проводимые автором в развитии культурно-досуговых учреждений на селе в Российском опыте. Очень остро стоял вопрос о судьбе сельского клуба. Это недостаточность финансирования, так как клубы подчинены местным муниципалитетам, самофинансирование являлось главным источником существования культурно-досуговых учреждений. Самоокупаемость конечно же зависит от проведения деятельности в области предоставления платных услуг, но если у городских институтов культуры ресурсы помощнее и платежеспособность потребителей намного выше, то для сельских клубов такая тенденция является проблемой, из-за низких зарплат населения и переход на самоокупаемость для них становится крайней проблемой [10].
В сравнение хотелось бы показать пример доли государственных расходов на культуру за рубежом и в России. Еще в 1992 году был утвержден закон «Основы законодательства РФ о культуре», который предполагал финансирование культуры не менее 2 % от расходной части бюджета федерации. И даже эта цифра исчезла из федерального закона и не разу не предусматривалась, а в 2008 году она составляла 0,7 %. В Швеции она составляла — 4,8 %, Исландии — 4,6 %, Дании — 4,0 %, Норвегии и Финляндии — 3,6 %, Франции — 3,3 %, Бельгии и Германии — 2,5 %.
Данный фактор на сегодняшний день остается неизменным для малочисленных сел с численностью до 300–400 жителей, где функционируют сельские клубы. Клубы находятся в плачевном состоянии, здания не ремонтировались от начала их деятельности, техническое и материальное оснащение износилось и в целом в культуру малочисленных сел приходит разруха. Так как сельский клуб для жителей является единственным источником получения культурных услуг, работникам приходится бороться с чиновниками муниципальных и сельских районов, отстаивать права и доказывать необходимость культурного очага для жителей. Легче закрыть такие учреждения, чем нести лишь убытки от обеспечения жизненно-важных условий для его деятельности (оплата за электричество, косметический ремонт, за отопление и др.). На руководителях подобных институтов культуры лежит огромная ответственность за сохранение культуры малочисленных сел, они должны понимать ключевые проблемы и какое огромное значение имеет частичка той самой культуры для населения небольшой территории.
Всё это потребовало от учреждений клубного типа осуществления коммерческую деятельность и используют для этого инструменты рыночной экономики.
Затрагивая вопрос платных услуг, приведем пример Скандинавских стран, где несмотря на высокий уровень финансирование культуры также существует проблема отсутствия свободных финансовых средств на культуру. Как и в России эта проблема транспортируется во взаимодействие со спонсорами и подготовки культурных проектов. Так в Швеции привлечение спонсоров направляется в большей части не на просьбу о помощи, а на предложение о партнерстве [4].
С 2014 года начались хоть и небольшие, но перемены к лучшему. Так, доля расходов на культуру в федеральном бюджете увеличилась до 2,3 %, что значительно превышает расходы на культуру в 90-е годы, когда они не превышали 1 % от расходов федерального бюджета [12]. Сохраняется данные объемы финансирования и в последующие годы. Так в бюджете на 2015 г. на культурно-досуговые учреждения был выделен 101,0 млрд руб., что составило 21 % от общих расходов на культуру в Российской федерации.
До 2013 года культура провинции переживала большие трудности, начиная от кадрового ресурса и до финансирования учреждений культуры, но в 2014 году президентом РФ был объявлен «Год культуры» что обеспечило принятие системных мер по развитию культуры и разработке региональных целевых программ. Заговорили о стимулирующем фонде работников сферы культуры, который впоследствии ввели, выделив при этом в бюджетную сферу фонды стимулирующих выплат, к 2018 году выросли зарплаты основного персонала до среднего, что явилось огромным плюсом после долгих терпений работников культуры мизерных выплат. Данное изменение внесло конечно свои коррективы, и явилось огромной поддержкой для специалистов, оказывающих услуги населению в сельской местности, где в основном люди работают на творческой инициативе и любви к своей деятельности. Впоследствии начали реализовываться государственные программы поддержки сельских учреждений культуры в модернизации, оснащении и капитального ремонта зданий. Многие районы Красноярского края заявились на участие в программе с муниципальной поддержкой в части закупок. Можно сказать, что такие программы и законы как: Закон Красноярского края «О культуре», государственная программа Красноярского края «Развитие культуры и туризма» [1]. Согласно подпрограмме в поддержку искусства и народного творчества запланировано на 2020 год — 2574865,5 тыс. руб., на 2021 год — 2344357,4 тыс. руб.; система поощрений лучших творческих работников утв. Законом о культуре Красноярского края; Об усвоении субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных Домов культуры позволили почувствовать поддержку отдаленным территориям Красноярского края в развитии культурно-досуговой сферы имея частичный доступ к более широкому спектру культурных ценностей как и крупные города. Но есть особенности в том, что данная поддержка направлена на учреждения культуры, где численность местных жителей позволяет оказывать услуги качественно и в соответствии с нормативами. Ведь от качества и числа получателей услуг зависят показатели статистических и отчетных данных, на основании которых принимается решение о выделении программных средств на поддержку культуры на селе. Несмотря на трудности в работе руководители сельских учреждений культуры участвуют в программах, занимаются подготовкой мероприятий оформляя при этом комплекс необходимой документации, что способствует оказанию услуг населению. Учреждения клубного типа становятся центром жизни территории, к ресурсам которого обращается население различных социально-демографических групп.
Так в процессе проведения любого мероприятия начиная от сценарной задумки оформляется необходимая документация: положение о проводимом мероприятии, протоколы заседаний оргкомитета и жюри по мероприятию, план мероприятий (годовой, месячный), программы, сценарий, смета расходов, журнал учета культурно-массовых мероприятий, отчеты, фотодокументы, видеодокументы и рекламная документация (афиша, статья в СМИ, афиша в газете, анонс на сайте и т. д.). Данные документы являются не только архивным материалом, требующим каталогизации и учета, но и важным материалом для организации культурно-досуговых мероприятий жителями сельской местности.
Подчеркнём, что учреждения клубного типа в сельской местности, как правило, являются бюджетными учреждениями. Это требует от них соблюдения нормативной базы по оказанию услуг. Так, на территории Красноярского края существует модельный стандарт деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края [3] (одобрен Постановлением главной коллегии министерства культуры Красноярского края от 28.12.2010) который разработан с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации и Красноярского края. Он охватывает вопросы создания клубных учреждений, их ресурсного обеспечения, то есть минимально необходимые нормативы, позволяющие оптимально функционировать в современных условиях.
Согласно модельному стандарту деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края, культурно-массовые мероприятия подразделяются на культурно-досуговые и информационно-просветительские, которые реализуются через различные формы организации мероприятий. Формы культурно-досугового мероприятия очень разнообразны и могут дополняться в своей деятельности специалистами культурно-досугового учреждения.
В целях методической помощи и единого методического подхода к нормированию ресурсной базы оказания услуг в культурно-досуговой деятельности утверждены нормативы минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (культурно-досуговых учреждений) [2]. В разделе V норматив установлены основные требования к минимальному ресурсному обеспечению услуг.
В главе III говорится что документы, в соответствии с которыми функционирует клубное учреждение являются минимальными ресурсами сельских клубных учреждений, и данная документация относится к методическим и правовым ресурсам. Нормативами установлены группы требований к составу, содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность клубных учреждений. К методическим и правовым ресурсам относится следующий состав документов:
– положение (Устав);
– руководства, правила, инструкции, методики, технологии работы с потребителями:
– журнал учета работы клубного формирования;
– положение о платных услугах;
– соответствующая документация по ведению билетного хозяйства;
– эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру.
Также описаны информационные ресурсы (информация о сельском клубном учреждении) в состав которых обязательно должны быть включены следующие документы культурно-досуговой деятельности:
– перечень основных услуг;
– план работы клубного учреждения и клубного формирования;
– график работы.
Данные документы представляют собой особую информационную ценность об истории сельских местностей, о том, как проводили свой досуг жители района и какой вклад внесли в развитие культуры местности.
В процессе становления досуга в России и за рубежом успешно развивались социальные институты предоставляющие культурно-досуговые блага населению и ресурсы необходимые для производства культурных услуг. Такой социальный институт как учреждение культуры клубного типа на современном этапе уже использует маркетинговые системы направленности: реклама, паблисити, связи с общественностью, продажи без которых уже невозможно представить функционирование учреждений. Системы и ресурсы актуальны в сегодняшней экономической культурной ситуации и успешно интегрируются в России и за рубежом. Несмотря на ограничения использования зарубежных технологий организации досуга, опыт зарубежных стран является очень значимым компонентом для России. Успешно реализовать задачи научно-методической и практической деятельности из-за рубежа возможно при условии пересмотра правовой базы культурно-досуговой деятельности, создания функционирующей материальной и финансовой базы, внесение корректив в систему методической работы.
Литература:
- Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» (с изменениями на 28 мая 2019 года). Утв. постановлением правительства Красноярского края от 30.09.2013 года № 511-п // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465807678.
- «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (культурно-досуговых учреждений) (утв. приказом Минкультуры России от 20.02.2008 № 32) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902113553.
- Модельный стандарт деятельности муниципального учреждения культуры клубного типа Красноярского края (одобрен Постановлением главной коллегии министерства культуры Красноярского края от 28.12.2010) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГЦНТ. Режим доступа: https://www.krasfolk.ru/metodicheskiy-kabinet/modelnyy-standart/.
- Востряков Л. Е., Чирикова А. Е. Европейские и российские администраторы сферы культуры: кросскультурный анализ // Россия реформирующаяся. — 2004. № 4. С. 92–124. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-i-rossiyskie-administratory-sfery-kultury-krosskulturnyy-analiz.
- Вдовенко Т. В. Современные подходы к организации культурно-досуговой жизни общества в странах Западной Европы [Электронный ресурс] / Т. В. Вдовенко, Н. В. Ганц // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХИГС. — 2017. — № 4. — С. 150–154. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34940080.
- Вдовенко Т. В. Сфера досуга в странах западной Европы [Электронный ресурс] / Т. В. Вдовенко, Г. М. Цинченко // Управленческое консультирование. — 2015. — № 6. — С. 138–149. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23827430.
- Горушкина С. Н. Региональная практика регулирования деятельности сельских культурно-досуговых учреждений [Электронный ресурс] / С. Н. Горушкина // Вопросы культурологии. — 2009. — № 7. — С. 72–75. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=14339615
- Комиссарова С. А. Становление культурно-досуговой деятельности в России и за рубежом [Электронный ресурс] / С. А. Комиссарова // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов. — Тамбов, 2013. — С. 38–49. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22273395
- Кутузовская А. С. Модели досуга в России и за рубежом [Электронный ресурс] / А. С. Кутузовская // Социальная политика и социология. — 2016. — № 3. — С. 175–183. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26603178
- Мошкин С. В. Общедоступные учреждения культуры среднего Урала: социально-статистический анализ // Социум и власть. 2009. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschedostupnye-uchrezhdeniya-kultury-srednego-urala-sotsialno-statisticheskiy-analiz.
- Мухин А. Ю. Сущностная характеристика понятия «Культурно-досуговая деятельность» [Электронный ресурс] / А. Ю. Мухин // Ученые записки / Алтайская государственная академия культуры и искусств. — Барнаул, 2017. — С. 65–68. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnostnaya-harakteristika-ponyatiya-kulturno-dosugovaya-deyatelnost.
- Музычук В. Ю. Финансирование культуры в России: шаг вперед и два назад [Электронный ресурс] // Журнал НЭА. — 2019. № 1. С. 28. Режим доступа: https://www.econorus.org/repec/journl/2019–41–208–215r.pdf.
- Рябков В. М. История, теория и технология форм культурно-досуговой деятельности: антология [Электронный ресурс] / В. М. Рябков // Культура и образование. — 2008. — № 1. — С. 52. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22919112.