Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система игровых упражнений по развитию внимания, представленных в статье, рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях, педагогам коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, а также родителям для подготовки детей к школе.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогике. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Одним из факторов успешности школьного обучения является развитие произвольного, целенаправленного внимания в дошкольном возрасте.
Особенности внимания детей сЗПР.
Среди причин неуспеваемости дошкольников с ЗПР первое место занимают нарушения целенаправленного внимания (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. В. Демьянов, Л. И. Переслени), что отрицательно влияет на формирование всех познавательных процессов, снижает эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.
Для большинства детей с ЗПР характерно:
– ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации,
– неустойчивость внимания,
– снижение концентрации, объёма, распределения внимания,
– трудности переключения с одного вида деятельности на другой,
– отвлекаемость,
– рассеянность,
– инертность внимания.
Причины нарушения внимания могут быть различны:
– общее ослабление нервной системы;
– ухудшение состояния здоровья, наличие хронических заболеваний, плохое самочувствие;
– переутомление физическое и умственное;
– эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных), стрессовая ситуация;
– нарушение режима труда и отдыха;
– нарушения дыхания (например, аденоиды, хронические тонзиллиты,- когда ребенок дышит ртом, его дыхание неглубокое, поверхностное, мозг недостаточно обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, способствует снижению концентрации внимания);
– недостаточная сформированность волевых качеств;
– монотонная, неинтересная деятельность;
– неподходящий темп деятельности.
В связи с актуальностью данной проблемы возникает необходимость в проведении целенаправленной работы по коррекции и развитию вниманияу старшихдошкольников с ЗПР.
Нами был составлена система игр и упражнений по развитию внимания с учетом следующих принципов:
– доступность заданий;
– игровая мотивация;
– постепенное усложнение упражнений;
– систематичность и последовательность;
– максимальное использование различных видов анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Комплекс упражнений для развития внимания направлен на формирование необходимых для любой деятельности качеств:
– концентрации и устойчивости внимания;
– способности к распределению и переключению внимания;
– способности к сосредоточению внимания;
– увеличению объёма внимания;
– развитию наблюдательности;
– развивают быстроту реакции;
– умению сравнивать предметы;
– умению планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль;
– активизация познавательного интереса и активности детей
Система игр-упражнений способствует развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления, связной речи.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения применялись нами в процессе обучения детей на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также для закрепления полученных знаний детьми во II половине дня и дома. Работа по коррекции и развитию произвольного внимания проводилась в течение всего учебного года и включалась во все виды деятельности и типы занятий, предусмотренные специализированной программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Игры и упражнения по развитию внимания подбирались для занятий в соответствии с лексической темой, разделом программы, а также применялись в качестве отдыха, «передышки» на занятии между различными видами деятельности. Для эффективной работы по данному направлению взаимодействую с другими участниками образовательного процесса: воспитателями группы компенсирующей направленности (с целью закрепления полученных знаний детьми во II половине дня), а также с родителями воспитанников (при выполнении заданий дома). Для родителей был проведён мастер-класс, а также даны рекомендации по развитию внимания у детей.
Игры для развития зрительного внимания:
- «Сортировка»
Перемешать в миске фасоль, горох, рис. (жёлуди, камешки, пуговицы). Разбери по сортам.
- «Что изменилось?»
Поставьте перед ребенком 3–7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (поменяйте местами игрушки). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какой игрушки нет. В дальнейшем, можно прятать 2 и более игрушек.
- «Найди отличия».
Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
- «Найди одинаковые предметы».
На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.
- «Найди непохожий предмет».
Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.
- «Недостающие детали» (Что забыл нарисовать художник?)
Например, дом без окна, машина без колеса, заяц без уха и т. д.
- «Прохождение лабиринта».
- «Найди тень».
На рисунке дети должны найти подходящую тень к изображенному предмету.
- Разрезные картинки, пазлы, мозайка.
- Нанизывание бусинок по образцу.
- Рисование узора, орнамента по клеточкам.
- Выкладывание фигур из палочек по образцу; конструирование.
Игры для развития слухового внимания:
- «Назови одним словом»
Лиса, волк, заяц — Кто это?.......(дикие животные)
Чашка, тарелка, ложка — ……….(посуда)
Ворона, синица, воробей — ……….(птицы), и т. д.
- «Назови пару»
Одежда — платье, мебель — диван, фрукты — яблоко….
- Игра смячом:«Я знаю 5 названий животных» (птиц, игрушек, ягод, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.)
- «Доскажи словечко»
Зимой холодно, а летом-………
Ночью темно, а днём-……….
Трава зелёная, а небо — …………
Птица летает, а змея — ……………
Медведь любит мёд, а зайчик — ………
- «Скажи наоборот»
День — ночь, горячо — холодно, кислый — сладкий, быстро — медленно, высоко — низко.
- «Часть-целое»: Педагог называет часть предмета, а ребёнок — целый предмет. Например, окно — дом, руль-машина, хвост-кошка, лист-дерево и т. д. Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок — его часть.
- «Ухо–нос»:
По команде «Ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» — за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
- «Карлики ивеликаны».
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. «Замри». По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, он выбывает из игры.
- «Повторяй за мной».
Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.
- «Съедобное–несъедобное».
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условие для того, чтобы ловить мяч или его отбивать. Например, растения и животные. Растение — ловим, животное — отбиваем.
- «Красный, желтый, зеленый».
Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок — хлопают в ладоши. Если красный — сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры — сладкий приз.
- «Запрещённое движение».
С ребенком заранее договоритесь, какое движение запрещенное. Затем ребенок повторяет за взрослым разные движения, кроме запрещённого — опускает руки вниз.
Анализ результатов работы.
Применявшаяся система игр и упражнений, требующая от ребёнка целенаправленного внимания, оказала положительное влияние на развитие познавательной сферы в целом.
Получены следующие результаты:
– повысилась концентрация и устойчивость внимания у детей на занятиях и в различных видах деятельности;
– повысилась усидчивость, увеличилась работоспособность детей на занятиях;
– научились легче переключаться с одного вида деятельности на другой;
– воспитанники стали более наблюдательными, научились организовывать свою деятельность;
– увеличился объём зрительной и слуховой памяти;
– повысился уровень овладения мыслительными операциями, научились обобщать предметы по внешним и функциональным признакам, сравнивать предметы, выделять сходство и различия;
– расширился словарный запас, улучшилось состояние связной речи дошкольников;
– дети научились удерживать цель заданий и добиваться результатов;
– значительно улучшилось состояние мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
Таким образом, анализируя результаты проведённой работы, можно сделать следующие выводы: регулярное использование на коррекционно-развивающих занятиях игр и упражнений на внимание способствует более эффективному усвоению учебного материала по всем разделам программы, развивает не только внимание, но и память, мышление, речь. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций.
Литература:
- А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». Москва, 2004
- Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», Москва, 2003
- С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва, 2003
- И. Л. Баскакова «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: методические рекомендации». Москва-Воронеж. 1995
- Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии». Москва, 2002
- С. Д. Забрамная «От диагностики к развитию» — М.,1998