Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Лодвикова, Е. А. Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Лодвикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 411-412. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103565/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы как информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей.

С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. Современный ребенок развивается в большом потоке информации, что влечет за собой информационные нагрузки, быстрое утомление, снижение творческой активности и отказ от чтения [1].

Ребенок дошкольного возраста быстрее овладевает навыками управления компьютером и телефоном, чем умением читать книги, быстрее учится ориентироваться в клавиатуре, чем в содержании книги, литературный опыт дошкольника становится крайне ограниченным. Не способствует процессу формирования читательского интереса низкая педагогическая грамотность родителей дошкольников, финансовые сложности в семьях, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к книгам со стороны родителей. В связи с этим у педагогов дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге [2].

Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Целью теоретического обзора проблемы формирования читательского интереса дошкольника стало изучение современных форм и методов совместной работы педагогов ДОО с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть. Анализ литературы и педагогического опыта педагогов позволил выявить такие формы и методы работы: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные [3].

К информационно-аналитическим были отнесены:

– Проведение анкетирования, тестирования, опросов «О семейном чтении»; «Моя любимая книга», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

– Организация «Ящика вопросов». Цель: изучение педагогами состояние интереса родителей к теме чтения, приобщенность ребенка к книге в семье, установка контакта с её членами.

– Диагностика детей по определению уровня сформированности читательских интересов.

Познавательные формы и методы:

– индивидуальные и групповые консультации и беседы по темам: «как заинтересовать ребенка к слушанию книг», «книга и развитие интеллекта ребенка», «как ребенку полюбить чтение».

– Родительские собрания. Родителей знакомят с интересами детей в области чтения, выявленными в ходе наблюдения и бесед с детьми, с результатами диагностики, освящают имеющиеся проблемы, рассказывает о вредном воздействии на ребенка телевизора и телефона. Родителям рассказывают о необходимости совместного с ребенком просмотра детских фильмов, детских театральных постановок и их последующем обсуждении, о собственном примере чтения.

– Семинар-практикум. На семинаре родители получают новые знания и обучаются новым формам взаимодействия с детьми. Например, на семинаре — практикуме по теме «Учим стихи с детьми» родители получают информацию и практико-ориентированные рекомендации о том, как подобрать стихи в соответствии с возрастом детей, как легко учить стихи с детьми дома, как развивать интонацию и выразительность чтения.

– Круглый стол. Родители обсуждают интересующие их вопросы воспитания, обмениваются мнениями, например «Для чего современному ребенку читать?».

– Работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги В. Сутеева». В процессе работы над проектом дети и родители узнают много нового о творчестве автора, его биографии, рисуют иллюстрации к его сказкам, изготовляют, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски.

Наглядно-информационные формы и методы:

– подготовка информационных стендов, папок-передвижек, ежедневных информационных листков по теме.

– Формирование списков литературных произведений с указанием, что рекомендуется для домашнего чтения.

Досуговые формы и методы:

– организация читательского клуба. В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, дети совместно с родителями представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу.

– Проведение вечеров-развлечений, например «Вечер К. И. Чуковского», «Вечер стихов о весне», инсценировки детских произведений.

– Организация детских конкурсов рисунков, поделок по теме прочитанных книг. При создании выставочных работ происходит объединение детей и родителей.

Заключение. Анализ литературы позволил определить, что существуют такие формы и методы совместной работы с родителями по развитию читательского интереса дошкольников: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. Однако, каждый ребенок уникален, поэтому родительский и педагогический подход должен быть индивидуальным, но совместным и понятным для ребенка. При помощи книг дети учатся интересно мыслить, развивают свою фантазию, обогащаются новыми знаниями и умениями и, конечно же, этот богатый опыт помогает им расти в эру знаний и технологического процветания.

Литература:

  1. Алексеевская А. Т. Формирование читательского интереса у дошкольников. М.: Академия, 2008. 18 с.
  2. Барташева Н. В. Воспитание будущего читателя //Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 28–34.
  3. Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. 2017. № 46 (180). С. 291–293.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, книга, совместная работа, читательский интерес, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, современный ребенок, старший дошкольный возраст, читательский интерес детей.


Ключевые слова

читательский интерес, дошкольники, формы и методы совместной работы с семьей

Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Задать вопрос