Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интересов у старших дошкольников в процессе совместной работы детской дошкольной организации (ДОО) и родителей. Доказана эффективность таких форм и методов совместной работы как проведение конкурса семейных чтецов и фотографий, составление перечня художественных произведений для чтения детям в семье.
Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, семья, совместная работа семьей.
Современные дети легко осваивают компьютер, совершенно естественной для них является окружающая среда, наполненная огромным количеством техники и информации о ней. Но при этом современные дети поразительно мало и плохо читают. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой. В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в детском саду, т. к. он является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Современная методика располагает значительными исследованиями, посвященными различным аспектам развития юного читателя, между тем родители оказываются редко включены в процесс развития читательского интереса у детей. Родители, рассказывая или читая детям, тем создают в семье теплую и уютную атмосферу, обсуждение прочитанного — благоприятная почва духовного сближения детей и родителей.
Поэтому, несмотря на существующую в методике теоретическую базу, вопрос о формировании читательского интереса детей в совместной работе ДОО с родителями остается открытым.
Основная часть. Для полного раскрытия темы было организовано опытно-практическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад№ 17» г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы (20 детей) и их родители (20 человек).
Целью опытно-практического исследования стало определение эффективных форм и методов совместной работы ДОО и родителей по формированию читательских интересов у старших дошкольников.
Исследование включало три этапа:
1 этап Оценка уровня сформированности читательского интереса дошкольников.
2 этап организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников.
3 этап Оценка эффективности проведенной работы путем повторной диагностики сфомированности читательского интереса дошкольников.
Первоначально была проведена диагностика читательского интереса дошкольников. С этой целью была составлена анкета, позволяющая оценить читательский интерес старших дошкольников.
Рис. 1. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса
Из данных рисунка 1 видно, что высокий уровень сформированности читательского интереса отмечается у 20 % дошкольников — у этих детей есть любимые книги, которые им читают родители, сформирована детская библиотека дома, проявляют высокую мотивацию научиться читать. У 45 % детей оказался средний уровень сформированности и читательского интереса — эти дети любят слушать чтение книг взрослыми, однако затрудняются назвать любимую книгу, не проявляют инициативны к научению чтению. Остальные 35 % детей показали низкий уровень сформированности читательского интереса — они предпочитают чтению игру в телефон, у них нет любимых книг, отсутствует детская библиотека дома.
Следующим этапом стала организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников. С родителями были проведены: открытые занятия по чтению художественной литературы; подготовили годовой перечень художественных произведений для чтения детям в семье и ДОО, проведен конкурс семейных чтецов, конкурс фотографий «Читаем вместе».
Заключительным этапом стала повторная диагностика читательского интереса детей после проведенной работы с родителями. Результаты диагностик представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса после проведенной работы с родителями
Заключение. Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с родителями: увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности читательского интереса, а также число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении.
Литература:
- Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18.
- Зобинина А. Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 35–43.