Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Лодвикова, Е. А. Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Лодвикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103564/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интересов у старших дошкольников в процессе совместной работы детской дошкольной организации (ДОО) и родителей. Доказана эффективность таких форм и методов совместной работы как проведение конкурса семейных чтецов и фотографий, составление перечня художественных произведений для чтения детям в семье.

Ключевые слова: читательский интерес, дошкольники, семья, совместная работа семьей.

Современные дети легко осваивают компьютер, совершенно естественной для них является окружающая среда, наполненная огромным количеством техники и информации о ней. Но при этом современные дети поразительно мало и плохо читают. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой. В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в детском саду, т. к. он является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Современная методика располагает значительными исследованиями, посвященными различным аспектам развития юного читателя, между тем родители оказываются редко включены в процесс развития читательского интереса у детей. Родители, рассказывая или читая детям, тем создают в семье теплую и уютную атмосферу, обсуждение прочитанного — благоприятная почва духовного сближения детей и родителей.

Поэтому, несмотря на существующую в методике теоретическую базу, вопрос о формировании читательского интереса детей в совместной работе ДОО с родителями остается открытым.

Основная часть. Для полного раскрытия темы было организовано опытно-практическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад№ 17» г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы (20 детей) и их родители (20 человек).

Целью опытно-практического исследования стало определение эффективных форм и методов совместной работы ДОО и родителей по формированию читательских интересов у старших дошкольников.

Исследование включало три этапа:

1 этап Оценка уровня сформированности читательского интереса дошкольников.

2 этап организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников.

3 этап Оценка эффективности проведенной работы путем повторной диагностики сфомированности читательского интереса дошкольников.

Первоначально была проведена диагностика читательского интереса дошкольников. С этой целью была составлена анкета, позволяющая оценить читательский интерес старших дошкольников.

Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса

Рис. 1. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса

Из данных рисунка 1 видно, что высокий уровень сформированности читательского интереса отмечается у 20 % дошкольников — у этих детей есть любимые книги, которые им читают родители, сформирована детская библиотека дома, проявляют высокую мотивацию научиться читать. У 45 % детей оказался средний уровень сформированности и читательского интереса — эти дети любят слушать чтение книг взрослыми, однако затрудняются назвать любимую книгу, не проявляют инициативны к научению чтению. Остальные 35 % детей показали низкий уровень сформированности читательского интереса — они предпочитают чтению игру в телефон, у них нет любимых книг, отсутствует детская библиотека дома.

Следующим этапом стала организация совместной работы педагогов ДОО и родителей по формированию читательских интересов дошкольников. С родителями были проведены: открытые занятия по чтению художественной литературы; подготовили годовой перечень художественных произведений для чтения детям в семье и ДОО, проведен конкурс семейных чтецов, конкурс фотографий «Читаем вместе».

Заключительным этапом стала повторная диагностика читательского интереса детей после проведенной работы с родителями. Результаты диагностик представлены на рисунке 2.

Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса после проведенной работы с родителями

Рис. 2. Распределение старших дошкольников по уровню сформированности читательского интереса после проведенной работы с родителями

Заключение. Подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы с родителями: увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности читательского интереса, а также число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении.

Литература:

  1. Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11–18.
  2. Зобинина А. Б. Как пробудить у дошкольника интерес к чтению // Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 35–43.
Основные термины (генерируются автоматически): читательский интерес, совместная работа, читательский интерес дошкольников, проведенная работа, ребенок, родитель, детская библиотека дома, Детский сад, повторная диагностика, совместная работа педагогов.


Ключевые слова

семья, читательский интерес, дошкольники, совместная работа семьей

Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста

Автор статьи делает вывод о том, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенк...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенног...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы)

В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой се...

Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста

Автор статьи делает вывод о том, что роль семьи в воспитании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста сложно переоценить. В рамках данной работы могут быть реализованы следующие виды деятельности: создание домашней библиотеки ребенк...

Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...

Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников средствами современных информационно-коммуникационных технологий. Представлены результаты программы развития познавательных интересов, апробированной в третьем кла...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Формы и методы совместной работы с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста

Статья представляет собой теоретический обзор современных форм и методов совместной работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста. Описаны такие формы и методы ...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей. На основе проведенног...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы)

В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой се...

Задать вопрос