Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сачко, Н. М. Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя / Н. М. Сачко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94385/ (дата обращения: 25.11.2024).



Воспитание читательского интереса — неотъемлемая часть развития личности, оказывающая положительное влияние на восприятие человеком мира, а значит и на его жизнь в целом и на то, какой вклад он внесет в этот мир, что передаст следующим поколениям. Чтобы этот процесс был результативным и последовательным, воспитывать читательский интерес нужно начинать уже с раннего детства, тогда книга станет неизменным спутником ребенка и будет сопровождать его всю жизнь.

С. Я. Маршак отмечал, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать [9]. У многих складывается мнение, что умение читать — это складывать из букв слоги, из слогов слова, на самом же деле — чтение является источником духовного общения и постоянного развития, что имеет абсолютное иное значение. Воспитание чуткого, вдумчивого читателя — это довольно непростой и длительный процесс, который состоит из ряда этапов, на каждом из которых, решается определенный круг задач.

Л. С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».

Педагоги отмечают, что родители недостаточно уделяют внимание читательской грамотности ребёнка, иногда им просто не хватает знаний о разнообразии детской литературы. Необходимо повышать педагогическую культуру родителей в вопросах ознакомления дошкольников с детской литературой, при этом одним из условия является сотрудничество двух социальных институтов — семьи и дошкольной образовательной организации.

Для выявления литературного предпочтения детей и родителей, уровня сформированности интереса к семейному чтению, как одной из традиций семейного воспитания был проведен опрос среди родителей КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования г.Лисаковска УОАКО.

В ходе опроса была предпринята попытка составить обобщенный портрет «Читающей семьи». С этой целью было опрошено 50 родителей разных возрастных групп КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования г. Лисаковска УОАКО:

– Дети 2–3 лет — 2 родителей (4,3 %)

– Дети 3–4 лет — 22 родителя (47,8 %)

– Дети 4–5 лет — 15 родителей (32,6 %)

– Дети 5–6 лет — 7 родителей (15,2 %)

4 родителя не указали возраст ребенка.

Проанализировав данные анкетирования, были выявлены следующие показатели:

– 96 % опрошенных родителей сами любят читать литературу и с удовольствием читают её со своими детьми. К сожалению, большая часть родителей 86 % не посещают с детьми библиотеку.

– 52 % опрошенных родителей отметили, что в их семье существует традиция совместного чтения, что очень важно для привлечения ребенка к книгам положительным примером.

На вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играют книги в жизни человека?»

– 42 % родителей ответили, что книги позволяют продуктивно провести время;

– 66 % — что книги развивают фантазию,

– 68 % — книга позволяет пополнить словарный запас;

– 36 % — книга является лучшим способом путешествия во времени и пространстве;

– 54 % — книга заставляет мозг работать;

– 18 % — позволяет избежать тех ошибок, с которыми сталкиваются герои книги.

Ответы на вопрос «Какие книги и каких авторов Вы читаете своему ребенку?» и «Какую последнюю детскую книгу Вы читали вместе с ребенком?» был вполне предсказуем. В основном родители предпочитают читать детям литературу детских поэтов и писателей 20 века. (А.Барто, А.Пушкин, С.Маршак, К.Чуковский).

Не маловажен тот момент, что большинство родителей (80 %) беседуют с детьми после прочтения того или иного литературного произведения.

Несмотря на разнообразие совместного чтения родителей и детей детской художественной литературы, большинство родителей, а именно 96 %, хотели бы узнать больше информации о детском чтении, о перечне читательских умений, которыми ребенок должен владеть на этапе предшкольного обучения.

Исходя из обработки опроса, получены достаточно высокие показатели уровня читательской грамотности родителей (законных представителей) по всем предложенным показателям, что позволяет сделать вывод о том, что большинство родительской общественности достаточно времени уделяют чтению с детьми.

Однако, все родители читают с детьми однообразную детскую литературу (детские поэты и писатели 20века), не уделяя внимания современным детским писателям, а также писателям-соотечественникам. В опросе замечен тот факт, что с чтение книг детям напрямую зависит от возраста ребенка. Т. е., чем старше становится ребенок, тем меньше ему читают книги.

Организация читательского интереса и художественного творчества ребенка невозможна без включения в деятельность взрослого. Чтение в семье должно стать традицией, которая будет передаваться из поколения в поколение. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и самое главное самих родителей.

Настоящим ценителем чтения ребенок вырастет в среде, где:

– Читают все члены семьи, не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают;

– Книги для ребенка покупаются регулярно, дарятся ему с радостью, и становятся собственностью ребенка;

– У ребенка есть своя книжная полка, с которой удобно и легко он может взять книгу сам.

Семейные чтения — это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. И как сказал Фрэнсис Бэкон (1561–1626), выдающийся философ-материалист, автор книги «Новый органон» (Лондон, 1610) «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Литература:

  1. Демидова Н. И., Балашова В. Н. Взгляд дошкольника на семью. Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 1. С. 138–141.
  2. Демидова Н. И., Полковникова Н. Б. Проектирование работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи: учебно-методическое пособие. — М.:МГПУ, 2017. — 76с.
  3. Демидова, Н. И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова: автореф. дис. … пед. канд. наук: 13.00.01. — М., 2003. — 26 с.
  4. Диагностика читательской грамотности в начальной школе. Демидова Н. И., Титова И. О. В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. Сост. и отв. ред. Т. И. Зиновьева. 2021. С. 244–248.
  5. Каракозова, Н.Ю., «Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребёнка» [Текст]; учебно-методическое пособие / Мязина А. И., Кудрина А. А. — Тольятти: Кассандра, 2012 г. — 116 с.
  6. Каратаева, Н. А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста / Н. А. Каратаева: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07. — Екатеренбург, 1999. — 22 с.
  7. Кулаковская-Дьяконова, А. З. Семейные традиции в повышении педагогической культуры молодой семьи / А. З. Кулаковская-Дьяконова, М. М. Прокопьева // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием. — Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. — С. 66–68.
  8. Купецкова, Е.Ф. «Семьеведение». Методическое пособие [Текст] — ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 г. — 88 с
  9. Маршак, С. Я. Воспитание словом. — М.: Советский писатель, — 1964.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Книга, родитель, читательский интерес, большинство родителей, возраст ребенка, детская литература, отдел образования, поколение, семейное чтение.


Задать вопрос