Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации
Авторы: Шикорьяк Ирина Витальевна, Помогаева Екатерина Николаевна, Масленникова Оксана Михайловна, Горина Юлия Александровна, Кламер Вера Викторовна, Зайцева Ольга Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 12.03.2019
Статья просмотрена: 2064 раза
Библиографическое описание:
Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации / И. В. Шикорьяк, Е. Н. Помогаева, О. М. Масленникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4000/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро — «в образовательной области.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»- В. А. Сухомлинский [7, c. 13]. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В трудах ученых давно сформировались новые подходы к содержанию образования, позволяющие не только обогатить ребенка знаниями, но и предоставить ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. К числу достижений, безусловно, относятся разработка новых программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных для дошколят методик. В условиях вариативности образования расширился круг программ, предполагающих создание в группах детских садов атмосферы эмоционального комфорта, условий для радостной и содержательной жизни ребенка в коллективе сверстников. Это общеизвестные, комплексные программы («Радуга», «Детство», «От рождения до школы и др.). Следует отметить, что программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) правильно понимаются дошкольными работниками как главное направление в приобщении ребенка к здоровому образу жизни. Такие программы (и методические комплекты к ним) обеспечивают формирование у ребенка навыков разумного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, при взаимодействии пожароопасными предметами, животными, незнакомыми людьми.
Дошкольные учреждения неукоснительно выполняют главную заповедь Концепции дошкольного воспитания — «не навреди».
Перечень примеров, свидетельствующих о достижениях и успехах в системе дошкольного образования, можно продолжить, но обеспокоенность наблюдаемым ухудшением состояния здоровья детей заставляет искать недочеты, отрицательные стороны в нашей работе. [2, c. 282]
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы, не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются силы и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Также внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства повышенную заболеваемость. Детские стрессы-это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.
Известный физиолог Н. М. Щелованов писал:». Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
– охрана и укрепление здоровья детей;
– формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
– создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
– воспитание потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечение физического и психического благополучия. [1, c. 63]
Таким образом, триаду здоровья составляют: рациональный режим, закаливание и движение. Исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно кропотливо и целенаправленно
На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует гибкий режим дня. Причем, понятие «гибкий режим дня» следует рассматривать в трех аспектах: динамичный режим дня для детей, гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала, разная длительность пребывания детей в группе. [2, c. 134]
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция гибкая, динамичная. В каждом детском саду она откорректирована в зависимости от условий и особенностей, однако время основных компонентов режима дня остается неизменным. Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Закаливание детей — очень важный режимный момент в оздоровительной работе с дошкольниками. В детских садах закаливание проводится в самых разных формах и видах. [5, c. 16] И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность:
– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
– в среднем возрасте- развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
– в старших группах- сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий:
– занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
– занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
– занятия- тренировки в основных видах движений;
– ритмическая гимнастика — занятия, состоящие из танцевальных движений.
– занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
– занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние;
– самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего воспитатель проверяет выполнение задания- занятии серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи (эти занятия имеют большое значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни). [6, c. 21]
Большое оздоровительное и воспитательное значение имеет плавание. При решении этого вопроса учитываются конкретные условия ДОУ, физическая подготовка, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Необходимо обеспечить:
– четкую, слаженную работу всего персонала на занятиях по плаванию.
– соблюдение правил и инструкций по эксплуатации бассейна и обеспечению безопасности детей на воде;
– систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, их планированием и методикой проведения. [2, c. 349]
Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспительно-образовательный процесс в ДОУ.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года. С помощью анкетирования воспитатели больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.
Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимое только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семинары-практикумы, занятий спортклубов типа «Папа, мама и я — спортивная семья», смотры работы с детьми. Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями являются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия.
Литература:
- Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника — М: Детство-Пресс, 2011. — 469 c.
- Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой- М: Эксмо, 2010. — 736 c.
- Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание дошкольника — М: Просвещение, 2007. — 229 c.
- Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание малыша- М: Просвещение, 2007.- 868 c.
- Озерова, О. Закаливание — оптимальный способ сохранения и укрепления здоровья / О. Озерова // Сборник материалов совместной преподавательско-студенческой научно-практической конференции. — 2006. — № 23.
- Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 11
- Шишкина, В. А. Современные пути оздоровления дошкольников / В. А. Шишкина // Дошкольное воспитание. — 2011.- № 11.