Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лямцева, И. В. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / И. В. Лямцева, Н. П. Белинова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5316/ (дата обращения: 17.12.2024).

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

С. Н. Дышаль, М. Н. Кузнецова, И. Д. Маханева указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17].

В работах С. С. Бычковой, Т. И. Богиной, И. И. Мастюковой, С. Н. Попова, Е. А. Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности [6, с.5].

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т. д.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой [9, с.22].

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:

-                   физкультурного занятия;

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\фото здоровье\DSC09209.jpg

-                   утренней гимнастики;

-                   Физкультминутки

Описание: D:\для сада\наташа\фото сад все\DSC09103.jpg

-                   упражнений после дневного сна;

-                   организованной двигательной активности детей на прогулках;

-                   коррекционного занятия [20, с.39].

Физкультурное занятие — основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой — в помещении).

Физкультминутка — комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.

Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.

Коррекционное занятие — комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Принципиально важно то, чтобы в занятиях постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов — турника, лесенки, бревна и др.

Формы занятий по физическому воспитанию в ДОУ

Форма занятия

Количество и продолжительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей

3–4 года

5–6 (7) лет

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурное занятие

2–5 раз в неделю

15–20 мин

25–35 мин

Утренняя гимнастика

Ежедневно

5–7 мин

8–12 мин

Физкультминутка

Ежедневно 1–3 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Физкультурная пауза

Ежедневно 10–12 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Упражнения после дневного сна

Ежедневно 7–15 мин

Организованная двигательная активность детей на прогулке

2 раза в день

20–25 мин

25–30 мин

Коррекционное занятие

Проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Свободная двигательная активность

Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей

         

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1.                  Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2.                  Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3.                  Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезка. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру: 3 года — 9000–9500 движений, 4 года — 10000–10500, 5 лет — 11000–12000, 6 лет — 13000–13500, 7 лет — 14000–15000 [16, с.19].

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи — оздоровительные, образовательные и воспитательные. Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений — стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп — плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т. д. Затем следуют упражнения в основных движениях — обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2–3 движений. Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскок, лазание и т. п.).

Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игры малой подвижности с двигательными заданиями.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста: 3–4 года — 15–20 минут, 4–5 лет — 20–25 минут, 5–6 лет — 25–30 минут, 6–7 лет — 30–35 минут. Каждая из частей занимает соответственно: вводная — 2–6 минут, основная — 15–25 минут, заключительная — 2–4 минуты. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3–7 минут, на основные виды движений — 8–12 минут и на подвижную игру — 4–5 минут [20, с.40].

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушений дисциплины.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

Общая плотность = полезное время х 100 / продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80–90 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70–85 % [16, с.20].

Моторная плотность = время, затраченное на движение х 100 / общее время занятия.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изображение частоты сердечных сокращений.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15–20 %, в основной части — на 50–60 % по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70–90 % (до 100 %).

В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5–10 %, после занятий (спустя 2–3 минуты) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5–7 лет — 140–150 уд/мин; 3–4 лет — 130–140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3–4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятий на 2–3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20–15 % [16, с.21].

Важное значение при оценке двигательного режима приобретает определение внешних признаков утомления (покраснение лица, потливость, дыхание, общее самочувствие). Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Заключение

Важность и значимость для развития детей в процессе двигательной деятельности доказана исследованиями учёных и практиков. Нами были изучены особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста в режимных моментах.

Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития двигательной деятельности детей. Выявлено, что развитие двигательной деятельности связано с возрастом ребёнка и формированием физических качеств.

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Рассмотрены и охарактеризованы условия для организации двигательной деятельности дошкольников в режимных моментах. Данные условия ДОУ предполагают специально организованную двигательную деятельности и самостоятельную деятельность детей в группе, на прогулке, в физкультурном зале. Разнообразные формы и виды двигательной деятельности способствуют полноценному развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации двигательной деятельности детей в первой и второй половинах дня.

Литература:

1.                  Антонов, Ю. Е., Иванова, Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Ю. Е. Антонов, Е. Ю. Иванова // Обруч. — 1996. — № 1. — С.5–6.

2.                  Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. [Текст] / Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение, 1981.

3.                  Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. [Текст] / Л. Д. Глазырина. — М.: Владос, 1999.

4.                  Голицына, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н. С. Голицына. — М.: Скрипторий 2003, 2008. — С. 12.

5.                  Громова, С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики [Текст] / С. Громова // Дошкольное воспитание. — 1996.- № № 6, 8, 10.

6.                  Доронова, Т. Н. Право на охрану здоровья [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.5–8.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, занятие, подвижная игра, двигательная деятельность детей, физкультурное занятие, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников

Похожие статьи

Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников