К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.09.2014

Статья просмотрена: 6059 раз

Библиографическое описание:

Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста / М. В. Усачев, К. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12479/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст; двигательная активность; организация двигательной активности; формы двигательной активности в ДОУ.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами.

Нужно отметить, что низкий уровень двигательной активности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной активности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т. д. [2].

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: традиционный комплекс утренней гимнастики, утренняя гимнастика в игровой форме, с использованием полосы препятствий, с включением оздоровительных пробежек, с использованием простейших тренажеров.

Двигательная разминка. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10–12 мин.), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения. Продолжительность двигательной разминки не более 10 минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию [3]. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Оздоровительный бег на воздухе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки [1]. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5–6 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности предлагают пробежать два круга (200 м), а детям с низким уровнем двигательной активности — один круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем двигательной активности пробегают 3–4 круга, а малоподвижные — 2 круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7–10 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера;сиспользованием тренажеров или спортивного комплекса;пробежки по массажным дорожкам.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю впервой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2–3 лет — 15 мин., 3–4 лет — 15–20 мин., 4–5 лет 20–25мин., 5–6 лет- 25–30мин., 6–7 лет — 30–35 мин [2].

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада [1]. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2–3 праздника на воздухе и в зале. Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, а также игры, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей. Только в таких условиях, возможно, воспитать гармонично развитую личность.

Литература:

1.                  Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 256 с.

2.                  Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э. Я. Степаненкова — М.: Академия, 2008. — 368 с.

3.                  Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, утренняя гимнастика, дошкольный возраст, физическое воспитание, двигательная деятельность, двигательная разминка, детский сад, индивидуальная работа, оздоровительный бег.


Ключевые слова

двигательная активность, дошкольный возраст, , организация двигательной активности, формы двигательной активности в ДОУ

Похожие статьи

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Похожие статьи

Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описаны условия развития координации движений детей старшего дошкольного возраста в непосредственн...

Основные задачи развития речи и речевой активности у детей раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка

В статье обозначены основные задачи, направленные на развитие речевой и познавательной активности, а также речи в целом у воспитанников дома ребенка. Обозначенные задачи ставятся и успешно решаются в работе с детьми на начальных этапах активизации ре...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образности как важного звена в общей системе речевой работы. Выделяются и описываются характерные особенности речи детей пятого года ж...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается механизм поэтапного формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе посредством занимательного дидактического материала.

Задать вопрос