Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 31.10.2014

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Сафронов, А. А. Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания / А. А. Сафронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13333/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье анализируются возрастные особенности учащихся подросткового возраста. Приведено исследование показателей физического развития школьников г. Ташкента.

Ключевые слова: возрастные особенности, анализ, физическая культура, физическое развитие, нагрузка.

 

Многолетний процесс физического воспитания невозможно успешно осуществлять без тщательного учета возрастных особенностей развития учащихся средней школы, уровня их физической подготовленности, особенностей развития двигательных качеств и формирования двигательных умений и навыков. Именно поэтому, строгое регламентирование физических нагрузок, в рациональном построении процесса физического воспитания, должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

И. И. Герасимовой, М. В. Лариной, В. Ю. Лебединским, И. Ю. Сидоровой (2011) на основе педагогического эксперимента выявлены морфофункциональные особенности школьников в возрасте 7–17 лет г. Иркутска в зависимости от варианта их полового созревания и типа конституции, определены сенситивные периоды прироста моторных навыков учащихся. Сопоставительный анализ исследуемых параметров у детей 7–17 лет показал, что выраженный прирост результатов тестирования двигательных качеств предшествует периоду активного развития морфофункциональных показателей. Так, период максимального годового прироста данных физического развития выявлен у мальчиков 13–16 лет, тогда как интенсивное улучшение двигательных качеств у юношей выявлено в 7–11 и 15–17 лет. Силовые качества улучшаются у юношей в возрасте 8 и 14, 16 лет [1].

Таким образом, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма [3].

В рамках исследований, проводимых в двух общеобразовательных школах г. Ташкента, выявлялись особенности физического развития учащихся 5–9 классов с целью грамотного построения процесса физического воспитания. Учащиеся школы № 100 занимались по экспериментальной методике, с использованием фитнес-программы, в то время как учащиеся школы № 26 занимались по традиционной методике. Общее количество испытуемых составило 164 человека. При проведении комплексных исследований использовали следующие методы: антропометрию (измерение окружности грудной клетки, длины и массы тела), кистевую динамометрию и пульсометрию. Для оценки степени соответствия массы испытуемых и их роста, вычисляли индекс массы тела (ИМТ). Полученные данные подвергались математической обработке для определения влияния различных факторов на физическое развитие учащихся [2].

Средний показатель длины тела учащихся 5 класса школы № 100 составил (х=150,6 см), в то время как у юношей школы № 26 этот показатель равен (х=145,3 см). Юноши 6 класса школы № 100 оказались в среднем на (х=12 см) выше своих сверстников из школы № 26, средние показатели длины тела в этих классах составили (х=160,8 см и 148,4 см соответственно), с высокой степенью достоверности при Р<0,05. В целом, у юношей экспериментальной группы наблюдалось плавное увеличение длины тела, в то время как у учащихся школы № 26 ярко выражена разница в росте между 6 и 7 классами. На рисунке 1 показана динамика изменения длины тела учащихся 5–9 классов.

Достоверное различие средних показателей массы тела в исследуемых группах отмечено в 5-ом, 6-ом и 8-ом классах. Среднее значение массы тела юношей 5 класса школы № 100 на 7,4 кг выше среднего значения учащихся этого возраста в школе № 26 (х=40,4 кг и х=33 кг), в 6-ом классе достоверность различий так же высока (х=49,5 кг и х=38,5 кг соответственно, при Р<0,05). На рисунке 2 отражена динамика изменения массы тела учащихся 5–9 классов.

Динамика изменения индекса массы тела у юношей общеобразовательных школ г. Ташкента показывает постепенное увеличение этого показателя у юношей школы № 26 (с 15,6 кг/м ² в 5-ом классе до 22,5 кг/м ² в 9 классе) и волнообразный характер у учащихся школы № 100 (рисунок 3). Следует отметить, что ИМТ юношей школы № 100 с 5 по 8 класс достоверно выше, чем у юношей школы № 26.

На рисунке 5 показана динамика изменения ЧСС в покое в исследуемых группах. Существенные различия в показателях заметны в 7 и 9 классах. На графике видно, что ЧСС в покое у юношей школы № 100 в этих классах заметно ниже, чем у юношей того же возраста школы № 26. Данный фактор говорит о более экономичной работе сердца учащихся экспериментальной группы и как следствие более развитой сердечно-сосудистой системе организма.

Рис. 1. Динамика изменений длины тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 2. Динамика изменений массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 3. Динамика изменений индекса массы тела учащихся 5–9 классов г. Ташкента

Рис. 4. Динамика изменений окружности грудной клетки учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Рис. 5. Динамика изменений ЧСС в покое учащихся 5–9 классов г. Ташкента

 

Позитивные изменения в показателях физического развития и функционирования сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о положительном влиянии внедренной комплексной фитнес-программы для учащихся 5–9 классов в процессе уроков по физическому воспитанию.

 

Литература:

 

1.                  Герасимова И. Н., Ларина М. В., Лебединский В. Ю., Сидорова И. Ю. Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания и типами конституции. Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад» современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта, 13–14 сентября 2011 г., т. 2. Иркутск, — 2011. — С. 24–28

2.                  Денисова Л. В., Хмельницкая И. В., Харченко Л. А. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов. — К.: Олимп. л-ра, 2008. — 127 с.

3.                  Кошбахтиев И. А., Сафронов А. А. Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 772–776.

Основные термины (генерируются автоматически): ташкент, класс, юноша школы, физическое воспитание, класс школы, физическое развитие, школа, качество, физическое развитие учащихся, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)

В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, занимающихся академической греблей

В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать тренеру по академической гребле при работе с данным контингентом. Отмечены психологические особенности развития внимания, мыслительных про...

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)

В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, занимающихся академической греблей

В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать тренеру по академической гребле при работе с данным контингентом. Отмечены психологические особенности развития внимания, мыслительных про...

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образо...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос