Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаев, Я. М. Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании / Я. М. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5583/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особенности обучающихся.

Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, учебно-воспитательная работа, общеобразовательные учреждения, непрерывное образование.


В современных условиях рыночных отношений, жёсткой конкуренции, а также серьёзных последствий мирового финансово-экономического кризиса в качестве ведущих факторов развития, прежде всего, экономического, на первый план выдвинуто накопление и воспроизводство не только и не столько материальных благ и услуг, сколько накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического и творческого развития личности. Основной целью Республики Узбекистан, как и других стран мира, является построение демократического правового государства с социально ориентированной экономикой и формирование гражданского общества, где интересы человека ставятся превыше всего.

Значит, самым решающим фактором процветания нашей страны, и продвижения его вперёд является человеческий капитал, растущее и вступающее в жизнь молодое поколение республики, которое обладает современными знаниями и востребованными профессиями и способно взять на себя ответственность за будущее процветание государства. Именно человеческий капитал даёт возможность адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический мощи страны, повышения благосостояния её населения.

В своём выступлении на Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», которая состоялась 26-27 февраля 2012 года в г.Ташкенте Президент Азиатского банка развития Харухико Курода отметил, что «экономики будущего – это те экономики, которые оперируют на острие знаний, науки и технологических инноваций. Такие экономики станут наиболее конкурентоспособными и продуктивными. Они смогут пройти фазу развития страны со средними доходами и достичь уровня страны с высокими доходами, сформировать мирные и стабильные общества. Эти экономики знаний будут основаны на достижениях в области образования, технологическом превосходстве и предпринимательской энергии» [2, 104].

Следовательно, человеческий потенциал любой высокоразвитой страны является её главным конкурентным преимуществом и во многом определяется уровнем образования, развитием современной системы непрерывного образования, уровнем профессиональной компетенции педагогов.

Развитие физического воспитания подрастающего поколения является архиактуальной задачей современности. Этому вопросу уделяется огромное внимание в нашей республике. Так, выступая на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Основного Закона нашего государства – Конституции Республики Узбекистан с докладом «Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития» Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что «за годы независимости в стране воздвигнуто свыше 1200 новых спортивных сооружений, из которых более тысячи находятся в сельской местности. Это позволило сегодня вовлечь более 260 тысяч детей к регулярным занятиям различными видами спорта» [1].

Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда, ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству, где наряду с семьёй происходит рождение нового человека, формирование его как личности и гражданина, закладываются представления о чести и доброте, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим, формируется мировоззрение молодого человека, его физическое и духовное совершенство, его отношение к жизни. Именно образовательные учреждения республики проводят огромную работу в сфере физического воспитания учащихся и развития массового детского спорта.

Воспитание у школьников активной жизненной позиции, нравственности должно стать одним из приоритетов использования средств, форм и методов физической культуры и спорта. С первых дней независимости было отмечено: «…мы должны возвести эту работу в ранг государственной политики, превратить её в поистине общенародное движение».

За годы независимости в республике:

  • принят Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» (проект новой редакции Закона принят в 2010 году),

  • подписаны Указы Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Об учреждении ордена Республики Узбекистан «Соғлом авлод учун» («За здоровое поколение»), «О создании Международного неправительственного фонда «Соғлом авлод учун»;

  • проводится широкомасштабная научно-исследовательская и экспериментально-практическая работа в соответствии с Государственной программой «Соғлом авлод учун»;

  • утверждена «Программа развития физической культуры и спорта в Узбекистане»;

  • созданы физкультурно-спортивные объединения детей и учащейся молодёжи, внедрены спортивно-нормативные комплексы «Барчиной» и «Алпомыш»;

  • проводятся республиканские соревнования среди учащихся общеобразовательных школ «Умид нихоллари», учащихся колледжей и лицеев – «Баркамол авлод» и студентов вузов – «Универсиада», направленные на дальнейшее реформирование сферы физической культуры и спорта, совершенствование системы подготовки специалистов в этой сфере;

  • в каждом городе и кишлаке продолжают возводиться спортивные площадки, сооружения и комплексы, отвечающие современным требованиям и оснащенные необходимым спортивным инвентарем;

  • для укрепления физического здоровья подрастающего поколения в республике своевременно выдвинут девиз: «Никто не должен остаться в стороне от спортивной жизни»;

  • совершенствуются формы и методы ежегодных профилактических осмотров учащихся общеобразовательных школ с использованием скрининг-программ, автоматизированных систем;

  • созданы в каждом образовательном учреждении медицинские кабинеты с необходимым штатным персоналом, медицинским и специальным оборудованием;

  • обеспечивается оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях республики;

  • внедряются эффективные формы, методы и средства регламентации учебных и физических нагрузок для учащихся общеобразовательных школ;

  • совершенствуются комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивно-массового движения учащейся молодёжи для формирования медико-гигиенической культуры школьников, расширения пропаганды здорового образа жизни у обучающихся через средства массовой информации и научно-популярную литературу;

  • разрабатывается система введения мониторинга состояния и охраны здоровья школьников.

Физическое воспитание обучающихся способствует развитию следующих качеств личности: быстроты, ловкости, силы, смекалки для овладения элементами технического двигательного действия. В процессе занятий учащихся физическими видами спорта необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей.

Разнообразные формы физической культуры и спорта включают традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеучебное время) и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники «Балли йигитлар», «Балли кизлар», «Кувнок стартлар», «Футбол гунчалари») формы и методы.

Существенной стороной физического воспитания подрастающего поколения является повышение активности школьников, активное вовлечение обучающихся в спортивные кружки, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед учениками, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. При этом правила организуют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи во время занятий физическим спортом.

Все эти мероприятия направлены на дальнейшее реформирование сферы физической культуры и спорта, совершенствование системы подготовки специалистов в этой области.

В настоящее время образование в независимой Республике Узбекистан является приоритетной функцией государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном сложном, противоречивом и динамично меняющемся мире.

Следовательно, организация физического воспитания учащихся общеобразовательных школ способствует формированию самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в отношениях между обучающимися, способности ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять эмоционально-волевое усилие при достижении собственно поставленных целей. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах жизни. Ведь известно, что развитие вышеперечисленных физических качеств обучающихся способствует становлению человека с богатым духовным и нравственным капиталом.

Таким образом, наряду с взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодёжи, обладающее современными знаниями способно взять на себя ответственность за процветание нашей республики. Именно поэтому, вся деятельность Правительства республики, государственных, общественных, неправительственных и других организаций направлена на формирование гармонично развитого, нравственно богатого, физически здорового подрастающего поколения.


Литература:

  1. Каримов И.А. Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития: Доклад на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Конституции Республики Узбекистан // Учитель Узбекистана. – Ташкент. – 2010. – 11 декабря.

  2. Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» (февраль, 2012, Ташкент). – Ташкент: Ozbekiston, 2012. – 184 c.

  3. Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Учитель Узбекистана. – Ташкент. – 2010. – № 5. – 29 января. – С. 3.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, подрастающее поколение, Узбекистан, физическое воспитание учащихся, модернизация страны, непрерывное образование, развитие, человеческий капитал.


Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников

Раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определены основные положения духовно-нравственного воспитания, в частности патриотическое восп...

Похожие статьи

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в сельской школе

В статье раскрываются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной Программы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...

Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию

В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркив...

Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников

Раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, входящую в структуру основной образовательной программы. Определены основные положения духовно-нравственного воспитания, в частности патриотическое восп...

Задать вопрос