Современные методы обучения на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (193) февраль 2018 г.

Дата публикации: 19.02.2018

Статья просмотрена: 3625 раз

Библиографическое описание:

Зулфикоров, Ж. Б. Современные методы обучения на уроках физической культуры / Ж. Б. Зулфикоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48382/ (дата обращения: 15.11.2024).



После приобретения Узбекистаном независимости одним из приоритетных направлений в области оздоровления народа стало развитие физической культуры и спорта. Принимая во внимание, что только в «здоровом теле может быть здоровый дух» народ нашей страны постоянно занимается спортом, который является неотъемлемой частью национальной культуры общества. Издревле у народов Востока пользовались популярностью различные национальные спортивные состязания и игры, которые требовали не только силы, здоровья, ловкости, но и смекалки. Перетягивание верёвки, национальная борьба «кураш», поднятие тяжёлых камней, игры «третий лишний», «ок тераку — кок терак», «чилляк», «улок» и другие народные игры и состязания требовали от их участников тщательной спортивной и методической подготовки к ним. И сегодня также, чтобы выиграть в таких состязаниях требуется здоровье и выносливость человека.

Основываясь на приоритете развития массовой физической культуры, в Узбекистане принят закон «О физической культуре и спорте» в новой редакции, целью которого является упорядочение отношений в области физического воспитания и спорта. Закон был принят нижней палатой парламента 24 июля 2015года, одобрен верхней палатой парламента 6 августа, подписан главой государства 4 сентября, вступил в законную силу 5 сентября [1]. Этот закон прежде всего направлен на совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта, в том числе введение требований по широкому вовлечению молодёжи в занятия физической культурой и спортом, совершенствованию системы подготовки специалистов в этой области, формированию современной и эффективной инфраструктуры спорта, созданию необходимых условий для подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва. За прошедший период была сформирована нормативно-правовая база, включающая в себя закон «О физической культуре и спорте», свыше 50 подзаконных нормативных актов, ведомственные документы, направленные на дальнейшее развитие физической культуры и спорта, укрепление здорового образа жизни. Благодаря созданию по инициативе И. Каримова в 2002 году Фонда развития детского спорта современные спортивные объекты функционируют даже в отдалённых уголках республики. Налажено производство спортивного оборудования и инвентаря. Молодые спортсмены достойно защищают честь страны на международной арене, с каждым годом приумножая спортивную славу республики. За прошедший период Узбекистан стал поистине страной спортивных достижений.

Одним из новшеств закона «О физической культуре и спорте» в новой редакции стало введение перечня основных понятий, применяемых в нём. В правовом акте регламентируются вопросы организации деятельности в области физической культуры и спорта, в частности порядок создания и осуществления деятельности физкультурно- спортивных организаций, виды и основные требования к присвоению спортивных званий, разрядов, квалификационных категорий, порядок и требование к формированию сборных команд. Законодательно были закреплены нормы, направленные на развитие национальных видов спорта и народных игр, массовое вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом. Конкретизированы задачи государственных органов, органов самоуправления граждан, спортивных организаций по разитию физической культуры и спорта в системе образования, по месту жительства, отдыха, работы, седи людей с ограничеными физическими возможностями. В законе определены механизмы государственной поддержки физкультуры и спорта, основные направления и полномочия госорганов, в том числе Министерства народного образования — по развитию детского спорта в образовательных учреждениях, пропаганде здорового образа жизни, Министерства здравоохранения — по развитию спортивной медицины, охране здоровья населения во время спортивных мероприятий.

По Закону «Об образовании Республики Узбекистан» при подготовке спортивных специалистов и на уроках физической культуры предусмотрено внедрение и использование современных педагогических технологий. В учебном процессе перед выполнением практических упражнений ученики получают теоретические знания. Например, прежде чем бежать дистанцию в 100 метров, изучается техника бега на 100 метров. При беге выполняется цикл двухшагового действия с двумя летящими периодами. Выполнение движений должно быть свободным без особого напряжения. Даже при максимальном напряжении те мускулы, которые остаются без работы на секунду, должны расслабляться для дальнейших движений, то есть нужно научиться экономии движений. Опять же скорость дыхания, смена фаз вдоха и выдоха, амплитуда дыхания имеют большое значение при беге. Поэтому каждый, кто занимается спортом, должен знать основы анатомии и физиологии человека. При обучении спортивной техники учитель пользуется тремя основными методами: словесный метод — когда учитель только разъясняет, что делать; наглядный метод — здесь учитель сам показывает, как нужно выполнять упражнение; практический метод — повторение действий учениками. Чтобы эффективность занятий была высокой, предлагается использовать интерактивные методы обучения, такие как «бумеранг», «кластер», «счёты», «лестница», «6x6x6», «знаю — хочу знать — узнал». На таких уроках учитель выполняет не только обязанность тьютора или фасилитатора, но и является супервизором, так как на этом этапе учитель и учит, и помогает, и консультирует, а также является экспертом.

Самым распространённым методом на уроках физической культуры является игровая технология. На занятиях проводятся подвижные и спортивные игры. Игра — стимул к добровольным движениям на уроках. Самое главное, в игре оттачиваются определенные элементы движений, которые могут потом использоваться в спорте. Также на уроках можно проводить минисоревнования по определённым видам спорта. Одним из рекомендуемых методов физической активности является скандинавская ходьба, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок. Этот вид физкультуры не требует больших энергетических затрат, но при этом задействует больше мышечных групп, чем классическая ходьба. Большой плюс скандинавской ходьбы в том, что заниматься ею можно в любом месте, в любых условиях и при любой физической подготовке. Эффекты от занятий скандинавской ходьбой: поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела, тренирует около 90 % всех мышц тела, уменьшает при ходьбе давление на колени и позвоночник, что немаловажно для людей, имеющих проблемы с суставами, улучшает работу сердца и легких, идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч, улучшает чувство равновесия и координацию. [2]

Самое главное, придерживаясь активных методов организации учебного процесса по физической культуре, не забывать, что основным результатом должно быть укрепление здоровья учеников. Поэтому нужно широко использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей учащихся.

Литература:

  1. Закон «О физической культуре и спорте Республики Узбекистан», Т.,2015
  2. Родькин Д.А, Колпакова Е. М. Инновационные технологии физического воспитания и спортивной подготовки, М.,2012
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, скандинавская ходьба, Узбекистан, детский спорт, здоровый образ жизни, игра, прошедший период, урок, учебный процесс.


Задать вопрос