Применение функциональных проб на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Применение функциональных проб на уроках физической культуры / Е. И. Угрюмова, М. О. Жигалов, А. В. Бутырина, И. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96383/ (дата обращения: 16.12.2024).



Функциональная проба — это нагрузка, которая дается обследуемому с целью определения функционального состояния, возможностей и способностей какого-либо органа, системы или организма в целом. Функциональные пробы используются с физическими нагрузками различными по характеру, интенсивности и объему. Это объясняется тем, что нормирование физической нагрузки на занятиях физической культурой и спортом, связано с функциональным состоянием кардиореспираторного аппарата, сердечно — сосудистой системы и системы дыхания. Независимо от области их применения: в спорте, в массовой, адаптивной, лечебной и других видах физической культуры, для правильного планирования нагрузки необходимы измерение и оценка показателей работы различных органов и систем. С этой целью разработано большое количество функциональных проб, которые проводятся на разных этапах реабилитации или тренировочного процесса. Исследование вегетативной нервной системы может дать надежную информацию об адаптации организма к различным внешним условиям и его способности к сохранению гомеостаза. В настоящее время популярными пробами являются ортостатическая и клиностатическая.

Ортостатическая проба — после трех минут отдыха в положении лежа, подсчитывается частота сердечных сокращений за одну минуту. Потом необходимо встать и сосчитать частоту сердечных сокращений после одной минуты состояния покоя. В норме пульс при этом увеличивается на одну — двенадцать ударов в минуту — это результат хорошей тренированности. Тринадцать — восемнадцать ударов в минуту у здорового человека, восемнадцать — двадцать пять ударов в минуту — отсутствие тренированности. Выше двадцати пяти ударов в минуту — переутомление или заболевание. Данный вид проб предназначается для определения рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики и возбудимости симпатической нервной системы. Данную пробу рекомендуется проводить в начале занятия, до физической нагрузки.

Оценка

Динамика пульса ( ударов в минуту )

Отлично

от 1 до +12

Хорошо

от +13 до +18

Удовлетворительно

от +18 до +25

Переутомление или заболевание

более +25

Клиностатическая проба проводится, переходя из вертикального положения испытуемого в горизонтальное. В норме пульс уменьшается на четыре — десять ударов в минуту, признаком тренированности является большее замедление. Клиностатическая проба определяет возбудимость центров парасимпатической нервной системы. Устойчивость и адаптация к кислородной недостаточности оценивается с помощью проб с задержкой дыхания. Популярностью в спортивной деятельности пользуются пробы Генчи и Штанге, которые позволяют определить скорость протекания обменных процессов, функциональные возможности дыхательной системы и дают возможность проверять результативность тренировочных занятий.

Проба Штанге проводится при задержке дыхания на вдохе. После пятиминутного отдыха в исходном положении сидя, сделать вдох на восемьдесят — девяносто процентов от максимального с задержкой дыхания. Время определяется от момента задержки дыхания до его возобновления.

У тренированных людей время задержки дыхания возрастает, а у нетренированных он низкий.

Проба Штанге у детей и подростков

Возраст

Время задержки дыхания

6 лет

16 секунд

7 лет

26 секунд

8 лет

32 секунд

9 лет

34 секунд

10 лет

37 секунд

11 лет

39 секунд

12 лет

43 секунд

13 лет

39 секунд

14 лет

49 секунд

15 лет

55 секунд

Проба Генчи проводится на выдохе при задержке дыхания. Выполняется так же, как и проба Штанге, но задержка дыхания производится после полного выдоха. Средний показатель способности задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на двадцать пять — тридцать секунд, для тренированных — сорок — шестьдесят секунд и более. Данные пробы выполняются как в состоянии покоя, так и после физической нагрузки.

Так же для исследования состояния центральной нервной системы применяют так называемые пробы на координацию. Такие пробы, применяемые после физических нагрузок, позволяют определить уровень усталости. Проба Ромберга — это оценка статической координации. Она бывает двух видов: простая и усложненная. Простая — это когда испытуемый занимает позицию основной стойки, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Усложненная проба — это когда испытуемый в исходном положении стоя на одной ноге, другая нога согнута коленом суставе и касается стопой коленного сустава опорной ноги, руки вперед, пальцы в стороны, глаза закрыты. Обращаем внимание не только на степень устойчивости, но и на длительность удержания равновесия в исходном положении. Сохранение устойчивой позы более пятнадцати секунд без тремора оценивается — высокий уровень работоспособности; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение пятнадцати секунд — средний уровень; поза удерживается менее пятнадцати секунд — низкий уровень работоспособности.

Проба Ромберга

Возраст

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Время устойчивости (сек)

13

16

21

24

28

30

36

44

48

50

Теппинг-тест — это исследование подвижности нервной системы. Функциональная подвижность (лабильность) — это скорость протекания процесса возбуждения в нервной и мышечной ткани. Данный тест определяет измерение максимальной частоты движения кисти. Тест выявляет выносливость и устойчивость личности к разнообразным продолжительным раздражителям. Сидя за столом, по команде испытуемый начинает с максимальной частотой ставит точки. Через каждые пять секунд по команде без паузы точки ставятся в следующей ячейке, продолжая выполнять движения с максимально доступной частотой. Тест продолжается на протяжении тридцати секунд по команде «Стоп!» работа прекращается. Проводя линии от точки к точке, не отрывая карандаш от бумаги, подсчитываются их общее количество. Для детей девяти — двенадцати лет двадцать точек и меньше — медленный темп. Заставлять его работать быстрее — значит создавать для ребенка стрессовую ситуацию. Нормальный средний темп работы двадцать — двадцать пять точек. Высокий темп двадцать шесть точек и выше, ребенок может работать в быстром темпе. Для школьников двенадцати — пятнадцати лет: двадцать четыре точки и меньше — медленный темп, двадцать пять — тридцать точек — нормальный средний темп работы, тридцать точек и больше — может работать в быстром темпе. Некоторые из данных проб описаны в учебнике Ляха В. И. для 8–9, 10–11 классов.

Литература:

  1. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/04/18/samokontrol-funktsionalnye-proby
  2. https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/c41f57e9_posobie_funkts_proby.pdf
  3. https://multiurok.ru/files/metody-kontrolia-za-funktsionalnym-sostoianiem-org.html
  4. 4.http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/629/leshko.pdf?sequence=1
  5. https://infourok.ru/didakticheskij-material-funkcionalnye-proby-sportsmenov-6163645.html
  6. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов Москва «Просвещение» 2017.
  7. Прокопьев, Н. Я. Оценка физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся города Тюмени / Н. Я. Прокопьев, С. Г. Марьинских // Вестник Тюменского государственного университета. — 2011. — № 6. — С. 127–133.
  8. Прокопьев, Н. Я. Физиологические подходы к оценке функциональных нагрузочных проб / Н. Я. Прокопьев, Е. Т. Колунин, М. Н. Гуртовая, Д. И. Митасов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 2. — С. 146–150.
Основные термины (генерируются автоматически): проба, секунда, задержка дыхания, исходное положение, физическая нагрузка, быстрый темп, время задержки дыхания, медленный темп, физическая культура, функциональное состояние.


Задать вопрос