Функциональная проба — это нагрузка, которая дается обследуемому с целью определения функционального состояния, возможностей и способностей какого-либо органа, системы или организма в целом. Функциональные пробы используются с физическими нагрузками различными по характеру, интенсивности и объему. Это объясняется тем, что нормирование физической нагрузки на занятиях физической культурой и спортом, связано с функциональным состоянием кардиореспираторного аппарата, сердечно — сосудистой системы и системы дыхания. Независимо от области их применения: в спорте, в массовой, адаптивной, лечебной и других видах физической культуры, для правильного планирования нагрузки необходимы измерение и оценка показателей работы различных органов и систем. С этой целью разработано большое количество функциональных проб, которые проводятся на разных этапах реабилитации или тренировочного процесса. Исследование вегетативной нервной системы может дать надежную информацию об адаптации организма к различным внешним условиям и его способности к сохранению гомеостаза. В настоящее время популярными пробами являются ортостатическая и клиностатическая.
Ортостатическая проба — после трех минут отдыха в положении лежа, подсчитывается частота сердечных сокращений за одну минуту. Потом необходимо встать и сосчитать частоту сердечных сокращений после одной минуты состояния покоя. В норме пульс при этом увеличивается на одну — двенадцать ударов в минуту — это результат хорошей тренированности. Тринадцать — восемнадцать ударов в минуту у здорового человека, восемнадцать — двадцать пять ударов в минуту — отсутствие тренированности. Выше двадцати пяти ударов в минуту — переутомление или заболевание. Данный вид проб предназначается для определения рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики и возбудимости симпатической нервной системы. Данную пробу рекомендуется проводить в начале занятия, до физической нагрузки.
Оценка |
Динамика пульса ( ударов в минуту ) |
Отлично |
от 1 до +12 |
Хорошо |
от +13 до +18 |
Удовлетворительно |
от +18 до +25 |
Переутомление или заболевание |
более +25 |
Клиностатическая проба проводится, переходя из вертикального положения испытуемого в горизонтальное. В норме пульс уменьшается на четыре — десять ударов в минуту, признаком тренированности является большее замедление. Клиностатическая проба определяет возбудимость центров парасимпатической нервной системы. Устойчивость и адаптация к кислородной недостаточности оценивается с помощью проб с задержкой дыхания. Популярностью в спортивной деятельности пользуются пробы Генчи и Штанге, которые позволяют определить скорость протекания обменных процессов, функциональные возможности дыхательной системы и дают возможность проверять результативность тренировочных занятий.
Проба Штанге проводится при задержке дыхания на вдохе. После пятиминутного отдыха в исходном положении сидя, сделать вдох на восемьдесят — девяносто процентов от максимального с задержкой дыхания. Время определяется от момента задержки дыхания до его возобновления.
У тренированных людей время задержки дыхания возрастает, а у нетренированных он низкий.
Проба Штанге у детей и подростков
Возраст |
Время задержки дыхания |
6 лет |
16 секунд |
7 лет |
26 секунд |
8 лет |
32 секунд |
9 лет |
34 секунд |
10 лет |
37 секунд |
11 лет |
39 секунд |
12 лет |
43 секунд |
13 лет |
39 секунд |
14 лет |
49 секунд |
15 лет |
55 секунд |
Проба Генчи проводится на выдохе при задержке дыхания. Выполняется так же, как и проба Штанге, но задержка дыхания производится после полного выдоха. Средний показатель способности задерживать дыхание на выдохе для нетренированных людей на двадцать пять — тридцать секунд, для тренированных — сорок — шестьдесят секунд и более. Данные пробы выполняются как в состоянии покоя, так и после физической нагрузки.
Так же для исследования состояния центральной нервной системы применяют так называемые пробы на координацию. Такие пробы, применяемые после физических нагрузок, позволяют определить уровень усталости. Проба Ромберга — это оценка статической координации. Она бывает двух видов: простая и усложненная. Простая — это когда испытуемый занимает позицию основной стойки, руки вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Усложненная проба — это когда испытуемый в исходном положении стоя на одной ноге, другая нога согнута коленом суставе и касается стопой коленного сустава опорной ноги, руки вперед, пальцы в стороны, глаза закрыты. Обращаем внимание не только на степень устойчивости, но и на длительность удержания равновесия в исходном положении. Сохранение устойчивой позы более пятнадцати секунд без тремора оценивается — высокий уровень работоспособности; небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение пятнадцати секунд — средний уровень; поза удерживается менее пятнадцати секунд — низкий уровень работоспособности.
Проба Ромберга
Возраст |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Время устойчивости (сек) |
13 |
16 |
21 |
24 |
28 |
30 |
36 |
44 |
48 |
50 |
Теппинг-тест — это исследование подвижности нервной системы. Функциональная подвижность (лабильность) — это скорость протекания процесса возбуждения в нервной и мышечной ткани. Данный тест определяет измерение максимальной частоты движения кисти. Тест выявляет выносливость и устойчивость личности к разнообразным продолжительным раздражителям. Сидя за столом, по команде испытуемый начинает с максимальной частотой ставит точки. Через каждые пять секунд по команде без паузы точки ставятся в следующей ячейке, продолжая выполнять движения с максимально доступной частотой. Тест продолжается на протяжении тридцати секунд по команде «Стоп!» работа прекращается. Проводя линии от точки к точке, не отрывая карандаш от бумаги, подсчитываются их общее количество. Для детей девяти — двенадцати лет двадцать точек и меньше — медленный темп. Заставлять его работать быстрее — значит создавать для ребенка стрессовую ситуацию. Нормальный средний темп работы двадцать — двадцать пять точек. Высокий темп двадцать шесть точек и выше, ребенок может работать в быстром темпе. Для школьников двенадцати — пятнадцати лет: двадцать четыре точки и меньше — медленный темп, двадцать пять — тридцать точек — нормальный средний темп работы, тридцать точек и больше — может работать в быстром темпе. Некоторые из данных проб описаны в учебнике Ляха В. И. для 8–9, 10–11 классов.
Литература:
- https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/04/18/samokontrol-funktsionalnye-proby
- https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/c41f57e9_posobie_funkts_proby.pdf
- https://multiurok.ru/files/metody-kontrolia-za-funktsionalnym-sostoianiem-org.html
- 4.http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/629/leshko.pdf?sequence=1
- https://infourok.ru/didakticheskij-material-funkcionalnye-proby-sportsmenov-6163645.html
- Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов Москва «Просвещение» 2017.
- Прокопьев, Н. Я. Оценка физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся города Тюмени / Н. Я. Прокопьев, С. Г. Марьинских // Вестник Тюменского государственного университета. — 2011. — № 6. — С. 127–133.
- Прокопьев, Н. Я. Физиологические подходы к оценке функциональных нагрузочных проб / Н. Я. Прокопьев, Е. Т. Колунин, М. Н. Гуртовая, Д. И. Митасов // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 2. — С. 146–150.