Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии
Автор: Стекленева Светлана Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1652 раза
Библиографическое описание:
Стекленева, С. Ю. Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1466/ (дата обращения: 16.12.2024).
Познавательный интерес является важным мотивом, который необходим для творчества. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более новым и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.
Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей.
Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
В школе я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение. Согласитесь, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.
На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведённые уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго. Но рано или поздно, к решительным и настойчивым приходит удача.
Познавательный интерес ведёт к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.
В настоящее время для практики обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время, игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Игра может рассматриваться с разных позиций:
как форма активного обучения (нестандартный урок);
как форма организации учебной деятельности;
как новая технология обучения.
Игровые технологии помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить уверенность в свои силы, а это, в свою очередь, может привести к успехам в учёбе и в жизни.
Новые возможности проведения игр оказывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры, и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни. Практика работы в школе № 20 города Самары и МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Например, каждый урок я провожу с географической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на урок. Записывая дату на доске, школьники вспоминают различные события данного времени, но которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать по географической карте страны или природные ландшафты, где произошли данные события. К следующему уроку, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата урока им уже известна из школьного расписания.
На уроках географии использую различные источники информации: учебники, атласы, глобус, справочники. Источником информации является и компьютер. Открываются новые возможности: создание презентаций, слайд – шоу, игры, интерактивное моделирование физических объектов, электронные карты, тестовый контроль.
Для подготовки тематических презентаций и слайд-шоу по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации фотографий, рисунков, схем, карт, графиков, диаграмм, текста. Компьютерную презентацию можно использовать в течении всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.
На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения составлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Поэтому стараюсь превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае, на мой взгляд, у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.
На уроках для развития познавательной деятельности учащихся использую карты - мозаики. Карты-мозаики представляют собой географические как тематические, так и контурные карты, выполненные на картонной основе. Главная цель работы с такими картами – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать с картой.
Использование карт – мозаик позволяет отработать знание географической номенклатуры, при этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. По моему мнению, преимуществ у данной формы работы несколько. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру, возникает элемент соревнования в знании географической карты. Вот такая самостоятельная деятельность школьников может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых карт постепенно ученики переходят к самостоятельному составлению карт-мозаик. При оценке работ учащихся учитываю сложность выполняемого задания, степень самостоятельности и оформления.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Литература:
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 с.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», «Академия - К», 1998. – 28 с.
Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 208 с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. – 420 с.
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989, - 67 с.
Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 – 10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.- 265 с.