Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и внеклассных занятиях является одним из направлений развития школы нашего времени. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое.
Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности. При этом необходимо учитывать следующие условия:
− учет своеобразия и возможностей ребенка;
− актуализация потребности в игре;
− восприятие ребенком окружающего мира;
− подбор и разнообразие видов деятельности, занятий, увлечений для испытания ими своих возможностей;
− стимулирование творческого самовыражения ребенка;
− обеспечение сочетания обязательных и свободно избираемых ребенком видов занятий;
− система согласованных требований и ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.
Данные условия определяют методику работы воспитателя по воспитанию обучающихся и развитию их познавательных интересов.
Этапы работы следующие:
− изучение интересов, возможностей и потребностей;
− постановка обучающегося в позицию творческого субъекта жизни классного коллектива и социальной среды, в которой он живет;
− включение детей в игровую деятельность с целью реализации и испытания ими своих возможностей;
− расширение межличностного общения;
− предоставление обучающемуся возможности активной, самостоятельной деятельности, преобразование и усложнение этой деятельности.
Уже в школе педагог должен привить ребенку стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования. Основным источником стимуляции познавательного интереса должен быть материал, который несет обучающимся не известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяет по- новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях.
Как же возникает интерес? В работе «Проблема познавательного интереса –центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной» выделены следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство — начальная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
- Любознательность — состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного и услышанного. На этой стадии развития познавательного интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
- Познавательные мотивы занимают главное место. Они содействуют проникновению личности в существующие связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
- Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.
Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Задача воспитателей — формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность обучающихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. У каждого воспитателя есть свои способы активизации познавательного интереса. Формировать познавательные интересы воспитанников мне помогает использование различных методов:
- Метод познавательных игр (шарады, загадки, дидактические игры).
Использование данного метода создает у обучающихся радостное рабочее настроение, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе. В процессе игр детям приходится анализировать, сравнивать, обобщать, чтобы прийти к правильным выводам.
- Метод эмоционального стимулирования реализуется посредством проведения соревнований между классами, группами или отдельными обучающимися. Общеизвестно, что соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.
- Метод создания ситуаций познавательного спора является еще одним способом формирования познавательного интереса. Включение обучающихся на занятиях в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса. В процессе спора обучающиеся проявляют свою настойчивость, целеустремленность. Для создания ситуации спора на занятиях обучающимся предлагается высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, задаются вопросы: «Кто думает иначе?», «Почему вы так думаете?» «Докажите».
- Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов обучающихся.
Для наиболее эффективной работы, по формированию у обучающихся познавательного интереса, в работе с классом использую различные формы и виды деятельности:
− проблемные занятия (эффективный способ повышения интереса обучающихся);
− технология опорных сигналов (сигнальные карточки учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать);
− занятие — игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект);
− использование дополнительной литературы (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает занятие);
− технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности даёт возможность добиться поставленной цели, создаёт творческую атмосферу.
Эта технология получила широкое использование в воспитательной деятельности нашего центра. Ежегодно воспитанники совместно с воспитателями, родителями включаются в работу над проектами по темам: «Этот загадочный и фантастический мир», «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Большие интеллектуальные игры», «Дерзайте, вы талантливы!», «Время, вперед!», «Фильм, фильм, фильм» и другие. Работа над проектом состоит из четырёх этапов: «Мы выбираем», «Мы исследуем», «Мы планируем», «Мы действуем». Работая над проектом, участники развивают исследовательские умения при работе с дополнительными источниками, расширяют кругозор, познавательные интересы.
В этом году, воспитанники моего класса, работали над проектом «Время, вперёд!», посвященного Москве. За время работы им удалось собрать интересный материал об обновленной Москве, о проектах, которые реализуются в Москве. И как конечный результат проектной деятельности создание журнала «Москва меняется, растёт».
Очень важно, что при выполнении подобных заданий, обучающиеся превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к занятиям, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.
При формировании познавательных интересов обучающихся, на занятиях использую объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала, показа картин, памятников архитектуры, прослушивание записей музыкальных произведений. С целью пробуждения интереса к занятиям, провожу их в форме, например путешествия диспута, с использованием презентаций, занятия с ролевой игрой, игровые: «Что? Где? Когда?”, занятие-конкурс, занятие-соревнование.
Воспитателю необходимо помогать обучающимся, находить правильные пути удовлетворения интересов. Интерес возникает и укрепляется, когда обучающийся действует сам без особого нажима. Тогда и результаты сказываются быстрее, особенно на первом этапе формирования познавательных интересов. Важно, чтобы первые шаги к цели сопровождались радостью успеха, чтобы неудач было как можно меньше. Нередко первые трудности отпугивают. Вот почему важно организовывать деятельность так, чтобы ребёнок с первых же шагов имел хотя бы небольшие успехи и пережил радость достижений.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков ребенка. Педагоги должны создать такую развивающуюся деятельность для обучающихся, чтобы их потенциал не остался не востребованным.
Литература:
- Астахов А. И. Воспитание Творчеством, Москва, «Просвещение», 1986 г.
- Карклина С. Э. Педагогика продленного дня. Москва, «Просвещение» 1988г.
- Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. Москва «Педагогика», 1986 г.
- Плашкова О. О. Проблема познавательного интереса — центральное звено в системе идей Г. И. Щукиной. Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов у школьников. Москва, «Просвещение» 1984 г.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979 г.
- Журнал «Начальная школа», статья «Привитие учащимся интереса к учебным занятиям», № 3, 1995 год.