The system of methodical recommendations on integrated use of innovative technologies, didactic games and interactive methods, ensuring the effective development of cognitive activity of junior schoolchildren is presented in this article. Using of innovative technologies forms the atmosphere of creative search, raises the level of cognitive activity of pupils.
Key words: cognitive activity, cognitive interest, innovative technologies
Формирование личности ребёнка на прямую связано с начальным образованием. В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника.Вэтом возрасте ребёнок особенно восприимчивым к воздействиям внешней среды. У них очень часто возникают вопросы “Почему?”, “По какой причине?”. Познавательная активность, связанная с приоритением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям [3, 160 с.].Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Познавательная активность может развиватьсяв ходе жизнедеятельности. Однако это может затянуться и требует много времени. Целенаправленное обучение и воспитание ускоряет этот процесс [1, 110 с.].Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Современные технологии вызывают у ребёнка интерес, что способствует желанию учиться, которое доставляет ученику радость. Рассмотрим некоторые современные технологии повышения познавательного активности младших школьников. Большую роль играет в развитии познавательного активности и творческого мышления ученика технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Например, ученикам даются такое задание: 5+2*3=21, 5+2*3=11. Здесь возникает проблемный вопрос. Что необходимо для нахождения правильных решений? Ученик размышляет, пытается найти правильный ответ. В результате получается (5+2)*3=21 и 5+2*3=11. Или посмотрим на другой пример: “На столе было пять яблок. Аман взял одно яблоко и разделив его на две равные части и положил обратно. Сколько яблок на столе? ”. При технологии проблемного обученияв сознании ученика возникают противоречия между предыдущими знаниями и новой информацией, чтобы решить данное задание, ученик размышляет, сравнивает ранее известное и неизвестное, связывает их и находит ранее неизвестные себе методы. Ученик находит подходы и методы решения самостоятельно или в присутствии учителя. Можно различить несколько уровней технологии проблемного обучения. На первом уровне учитель сам ставит и решает проблему. На втором уровне учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения. На третьем уровне учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя. На следующем уровне учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Но высшей уровень активности достигается, когда ученик в возникшей ситуации сам формирует проблему, выдвигает предположение, обосновывает гипотезу, доказывает ее и проверяет правильность решения проблемы. А для этого деятельность ученика должна быть организуемой учителем на всех этапах учения.
В развитии познавательной активности младших школьников значительную роль играет использование игровой технологии. Переход от игровой деятельности, которая является основной в детском саду, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще не сформированы учебные компетенции и повышена утомляемость. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Игры, возбуждая у учеников интерес к учебным материалам, облегчают процесс восприятия знаний. Игра по своей сути — сложный, многогранный метод обучения, который выполняет следующие функции: обучающую — ребёнок с помощью игры получает новые знания и умения; развивающую — с помощью игры ребёнок усовершенствует познавательные процессы, развивает любознательность; воспитывающую — у личности ребёнка развивается нравственные качества; мотивационную — побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества.
В учебном процессе в начальных классах широко используется такие игры как: «путешествие», соревнование «Кто угадает?», «Кто первый?», «Цепочка», «Молчанка», «Черно — белый» и т. п. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету — дидактическая игра. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Рассмотрим игру «Почтальон». Педагог с каждого ряда выбирает почтальона. Вызвав их к доске, вручает разные конверты с задачными адресами и дает задание найти адресата. Например, 8+2, 9–3 и др. А другим детям раздает картинки домиков с ответными адресами 10, 6 и др. «Почтальоны» выполняют задания находящиеся в конвертах, определяют адресата, доставляют адресату ответы. Победителем считается ученик (ряд в котором он сидит), который раньше других доставит письма адресатам. С целью развития познавательного активности у учеников начальных классов на занятиях уместно использование игр, требующих логического мышления. Таких как мозговой штурм, аквариум, кластер и т. д. На таких занятиях для увеличения развития познавательной активности хороший результат приносит использование ребусов и кроссвордов.
Еще одной современной технологией повышения познавательной активности у учеников начальных классов являются информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. В настоящее время под руководством уважаемого Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова нашей стране все образовательные центры оборудованы мультимедийными средствами обучения. Ученики с 1-го класса обеспечиваются компьютерами. Они помогают успешно справляться с задачами современного образования. Средства информационно — коммуникационных технологий становятся условием быстрого и расширенного усвоения ребенком знаний, полного восприятия учебных материалов, что становится результатом работы развития познавательной активности. С помощью аудиовизуальных средств (компьютер, видеотехника, лазерные указки, телевизор, интерактивные доски, DVD-CD и т. п.) применяются несколько современных методов и способов обучения (связанные с темой занятия мультимедийные презентации, просмотр видео роликов, прослушивание произведений и т. п.). Роль компьютерных презентаций в развитии познавательного активности у учеников очень велика. Подготовка связанных с темой занятия компьютерных презентаций, их продуктивное использование в учебном процессе связано с профессиональном и творческим подходам учителя. Можно отметить главную особенность учебного процесса с применением информационных технологий — ученик становится центром деятельности. На уроке постоянно поддерживается связь ученик — компьютер– учитель. Эта связь обеспечивает активное участие ученика на занятии.
Таким образом, использование современных технологий в учебном процессе приносит хорошие результаты, если эти методы обучения полностью соответствуют целям и задачам урока и в них принимают активное участие все учащиеся.
Литература:
- Basarow B. Umumy psihologiýa. Türkmen döwlet neşirýat gullugy.Aşgabat. — 2010.
- Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной активности обучающихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. Учеб. Пособие. — М.: Просвещение, 1979.
- Левитас Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. — М.: Илекса, 2002 г.
- Kaşaňow A., Atabaýew G., Berdiýew R. Başlangyç synplar üçin matematikadan öwrediji oýunlar. — Aşgabat: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2012.
- Matalowa O. Matematika. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2012.