В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для учителей начальных классов в виде компьютерной программы, содержащей в себе инструменты для интерактивного обучения.
Ключевые слова : общеобразовательная школа, интерактивное обучение, учебно-творческая активность, развитие, интерактивные технологии.
Важной задачей современной системы образования является развитие творческой активности личности обучающихся.
Анализ социально-педагогической практики показывает, что на выходе из школы общество ожидает видеть в реальности развитую духовно и нравственно личность. Учителю начальных классов необходимо не только сформировать ключевые компетенции учеников, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности.
Средств формирования и развития творческих способностей множество, но наш научный интерес обращен к интерактивному обучению.
Всё болееосознаются противоречия между дидактическими возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития учебно-творческих способностей обучающихся и недостаточным уровнем их реализации в начальной школе, а также необходимостью создания условий формирования и развития учебно-творческой активности обучающихся, с одной стороны, и отсутствием системы использования интерактивных форм и методов обучения, направленных на развитие учебно-творческой деятельности обучающихся, с другой стороны [4, с. 23].
Определение уровня сформированности творческой активности возможно провести с использованием критериального подхода . (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластёнин) [1, с. 60].
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выявлены критерии учебно-творческой активности младших школьников: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный.
Для того, чтобы определить и проверить эффективность педагогических условий активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения мы провели эксперимент, состоящий и трех этапов.
На констатирующем этапе мы провели диагностику обучающихся экспериментальных классов с целью определения уровня учебно-творческой деятельности, результаты которой будут описаны ниже.
Для определения уровня учебно-творческой активности по когнитивному критерию мы провели диагностику по методике «Наборщик» Куратова Я. В. Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника [4, с. 16].
По результатам методики «Наборщик» низкий уровень развития когнитивного критерия показали 13 обучающихся (30 %). Средний уровень развития когнитивного критерия — у 28 обучающихся (63 %). Высоко выражен уровень развития когнитивного критерия у 3 обучающихся (7 %).
Для определения уровня учебно-творческой активности по мотивационно-потребностному критерию мы провели диагностику по методике «Составь рассказ о несуществующем животном» Дукаревич М. З. [3, с. 45].
По результатам методики «Составь рассказ о несуществующем животном» низкий уровень развития мотивационно-потребностного критерия показали 16 обучающихся (36 %). Средний уровень развития мотивационно-потребностного критерия — у 22 обучающихся (50 %). Высоко выражен уровень развития когнитивного критерия у 6 обучающихся (14 %).
Для определения уровня учебно-творческой активности деятельностному критерию мы провели диагностику по методике «Три слова» Л. Ю. Субботина [5, с. 34].
Таким образом, сопоставив результаты по всем проведенным методикам, мы пришли к обобщенному показателю:
13 обучающихся (30 %) имеют низкий уровень учебно-творческой активности;
26 обучающихся (59 %) имеют средний уровень учебно-творческой активности;
5 обучающихся (11 %) имеют высокий уровень учебно-творческой активности;
Диагностические данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на констатирующем этапе
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно говорить о том, что учащиеся нуждаются в уроках, направленных на развитие самостоятельности в творчестве, организационных, коммуникативных, информационных умений, беглости и гибкости мыслительного процесса, любознательности, интереса к окружающему миру.
Целью формирующего этапа эксперимента являлось включение обучающихся в интерактивную деятельность на уроках. Для повышения уровня учебно-творческой активности нами был проведен цикл уроков по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению с применением интерактивных методов обучения.
Для удобства использования, созданный нами инструментарий для учителя был оформлен в виде компьютерной программы. Программа разработана на языке C#, с использованием среды разработки приложений Unity, и представляет собой многопользовательское приложение, имеющее клиент-серверную архитектуру, позволяющую в реальном времени проводить интерактивные уроки.
В качестве примера использования созданного инструментария, рассмотрим урок по теме «Проверка деления», проведенный в экспериментальных классах. Урок открытия нового знания был проведен в форме квест-игры. Данная форма занятия способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Пример такого задания приведен на рисунке 2.
Рис. 2. Пример интерактивного задания, предлагаемого в созданной программе
В интерактивном приложении учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
С целью оценивания эффективности предложенного нами диагностического инструментария, была проведена серия уроков с применением интерактивных технологий в экспериментальных 3Б и 3В классах школы.
В ходе проведения контрольного этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня учебно-творческой деятельности в тех же классах школы по тем же методикам.
10 обучающихся (23 %) имеют низкий уровень учебно-творческой активности;
27 обучающихся (61 %) имеют средний уровень учебно-творческой активности;
7 обучающихся (16 %) имеют высокий уровень учебно-творческой активности;
Сравнение диагностических данных, полученных в ходе эксперимента, представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на контрольном этапе
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-педагогической работы позволяют сделать вывод о качественных изменениях, которые произошли за этот период.
Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-творческой активности младших школьников, что означает, что нам удалось добиться положительных результатов в развитии учебно-творческой активности младших школьников.
Литература:
- Авалуева, Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Б. Авалуева; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — СПб., 2003.-22 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 320 с.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с: ил
- Недоспасова, В. А. Растем, играя: младший школьный возраст: Пособие для учителей и родителей / В. А. Недоспасова — М.: Просвещение, 2004. — 94с.]
- Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.]