Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Попкова, К. С. Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии / К. С. Попкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 542-544. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103349/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного материала. С использованием методики диагностики коммуникативных умений обучающихся выполнен анализ сформированности коммуникативных умений учащихся 5–8 классов. На основе анализа было проведено исследование, которое показало, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных умений учащихся.

Ключевые слова: коммуникативные умения, образовательный процесс, интерактивные технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения делает упор на развитие у учащихся универсальных учебных умений.

Так как в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, ведущую роль в этот период приобретают коммуникативные умения.

Коммуникативные умения — это умения, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Исходя из этого перед учителем предметников встает следующая задача: «научить ребенка учиться в общении».

Целью исследования былоизучение влияния использования интерактивных технологий обучения на формирование коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии.

На первом этапе эксперимента с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся, был определен уровень сформированности коммуникативных умений обучающихся перед применением комплекса занятием с использованием интерактивных технологий. Проверялась сформированность таких умений как: умение выстраивать коммуникацию, умение адекватно воспринимать чужое мнение, умение работать в группах, умение обратиться к сверстнику с просьбой, умение оказать поддержку, умение формировать собственное мнение, умение находить компромисс, умение договариваться и т. д. Данный этап эксперимента показал, что 25 % обучающихся имеют низкий уровень развития коммуникативных умений, 49 % средний уровень, 26 % высокий уровень.

На следующем этапе исследования был применен комплекс заданий с использованием интерактивных технологий, который был направлен на развитие коммуникативных умений у обучающихся.

Комплекс заданий включал в себя такие интерактивные формы работы: игра, викторина, кейс, круглый стол, конференция, семинар и т. д. Все формы работы были направлены на вовлечение в образовательный процесс всех участников, что способствовало постоянному контакту учитель-ученик, ученик-ученик.

После применения комплекса занятий с использованием интерактивных технологий снова была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных умений с использованием методики В. В. Синявского и В. А. Федорина уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся. Диагностика показала, количество обучающихся с низким уровнем сформированности коммуникативных умений сократилось на 9 %, с средним уровнем выросло на 9 %, а с высоким уровнем осталось неизменным- 26 %. (Рис.1)

Динамика уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (Методика В. В. Синявского и В. А. Федорина)

Рис. 1. Динамика уровня сформированности коммуникативных умений обучающихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (Методика В. В. Синявского и В. А. Федорина)

Исходя из проведенного исследования можно сделать следующее заключение: реализация уроков с использованием интерактивных методов обучения показала положительную динамику сформированности коммуникативных умений у обучающихся, обучающие стали легче идти на контакт, выстраивать диалог, высказывать собственное мнение, слушать и слышать друг- друга, не бояться высказываться на публику. Применение интерактивных технологий — это прежде всего взаимодействие и общение, а так как география это в большей части устный предмет, то применение интерактивных технологий будет напрямую способствовать развитию коммуникативных умений обучающихся.

Литература:

  1. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–9 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Бурцева Л. В. Формирование речевых компетенций учащихся // Управление школой. — 2007 г., № 8.
  3. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6–8 классов. Продуктивный уровень/авт.-сост. Н. Н. Зинченко. — Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.
  5. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. — Спб.: КАРО, 2015.
  6. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. — Спб.: КАРО, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное умение обучающихся, умение, образовательный процесс, высокий уровень, использование методики, коммуникативное умение учащихся, комплекс заданий, межличностное общение, собственное мнение, физическая география.


Похожие статьи

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Роль современных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

В статье представлена система методических рекомендаций по комплексному использованию современных технологий, дидактических игр и интерактивных методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности младших школьников. Использование и...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин. В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную ...

Похожие статьи

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Роль современных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

В статье представлена система методических рекомендаций по комплексному использованию современных технологий, дидактических игр и интерактивных методов, обеспечивающих эффективное развитие познавательной активности младших школьников. Использование и...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин

В статье предоставлен опыт реализации инновационных видов обучения, который используется в процессе преподавания технических дисциплин. В работе отражены инновационные формы обучения, которые позволят преподавателям более активировать познавательную ...

Задать вопрос