Современные методы преподавания на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макаренко, О. Н. Современные методы преподавания на уроках географии / О. Н. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51571/ (дата обращения: 29.12.2024).



Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но и ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус.

Д. Карнеги

В современном мире, когда жизнь не стоит на месте, все более актуальным становится вопрос о том, как заинтересовать ребенка в обучении, как сделать урок продуктивным, с учетом природосообразных и здоровьесберегающих технологий.

При подборе современных методик в своей учебной практике мое внимание привлекла биоадекватная методика преподавания, разработанная академиком РАЕН, доктором психологических наук Натальей Владимировной Масловой, (метод ноосферного преподавания учебных дисциплин) [6].

О необходимости обращения к образному мышлению в учебной деятельности говорили такие педагоги и психологи, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори. В середине XX века в отечественной педагогике впервые заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся.

Мышление представляет собой психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, а образное мышление– это мышление представлениями, наглядными образами, которые возникают в сознании благодаря образной памяти (представления, звуки, запахи, вкусы и др.) Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Биоадекватная методика развивает образное мышление через создание мыслеформ (мыслей, которые возникают в сознании в виде образов и затем воспроизводятся в определенной форме представлений). От одного биоадекватного занятия к другому учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. При этом помимо активизации физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся включаются творческие способности обучающегося. Это и есть соответствующий природе человека естественный путь образовательного процесса.

При биоадекватном методе преподавании управление познавательной деятельностью ученика осуществляется через аппарат эмоций и ощущений. Ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам создает его в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в определенной последовательности.

Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:

  1. Репрезентация (представление) образа изучаемого явления. Это сенсорно-моторный (чувственный) этап, на котором предлагается образ изучаемого явления. Это подготовительный этап, во время которого учитель использует специально подобранную к теме музыку, ароматы натуральных масел, способствуя внутреннему размышлению, наблюдению.
  2. Представление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления). На данном этапе происходит символьная свертка (наложение на образ) чувственно-логической информации. Формируется зрительный образ — отражение действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов и явлений. Эти два этапа происходят в состоянии релаксации и по мнению Л. П. Попова имеет максимальную эффективность в обучении [4].
  1. Закрепление мыслеобраза изучаемого явления. Дискурсивно-логическое осмысление информации, которое происходит в режиме активности. На этом этапе происходит беседа с обучающимися, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, в каком образе им удалось представить учебную информацию.
  2. Творческое использование мыслеобраза. На этом этапе происходит сохранение мыслеобраза в долговременной памяти.

Таким образом, у обучающихся закрепляется способность мыслить мыслеобразами иформируется личностно-ориентированная система мыслеобразов по каждой учебной дисциплине.

Целью природосообразного урока: развитие естественного способа мышления мыслеобразами, формировнаие целостного мышления и воспитание гармоничной творческой личности.

Примерная схема урока:

  1. Организационный момент (фаза активности) — 10 мин

1) Проверка домашнего задания

2) Актуализация знаний

  1. Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха) — 12 мин

1) Релаксация.

а) подготовительный этап (вводная релаксация);

б) формирование учебного мыслеобраза;

в) символьная свертка учебной информации;

2) Четкое повторение структурированной информации.

  1. Закрепление (фаза активности). — 15 мин

1) Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.

2) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, нанесение на него учебной информации.

3) Проверка усвоенной информации по рисунку в учебнике или сделанному учителем, творческая работа.

4) Итог урока.

  1. Домашнее задание — 3 мин

В качестве домашней работы предлагается выполнить творческое задание на изучение учебного материала с помощью учебника, словарей или другой дополнительной литературы [4, c. 9]

В результате применение биоадекватной технологии на уроках позволяет достичь высоких результатов в обучении:

– обучающиеся легче усваивают учебный материал;

– повышается мотивация к учебному процессу;

– снижается уровень тревожности и агрессивности;

– идет постоянное развитие творческого начала детей;

– дети учатся мыслить мыслеобразами;

– формируется система мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.

Еще М. В. Ломоносов в наставлении родителям и педагогам писал: «Каждому… Подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя — «какой есть я!». Педагоги, работающие по биоадекватной методике, имеют возможность не просто удивляться каждому «естеству необычному», они вооружают каждого ученика знанием механизма прородосообразного мышления человека и практическим умениям работать в системе. И учителю, и ученику становится ясным не только путь познания, его этапы, но и роль каждого из этапов на пути познания [6].

Хороших, добрых, творческих вам учеников!

Литература:

  1. Давыдовская Н. А. «Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего и природосообразного метода преподавания». М, 2005. — С.37
  2. Душина И. В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии: Пособия для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М.:1996. 192 с.
  3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности — С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
  4. Мазурина Л. В. Биоадекватная методика преподавания географии. Методическое пособие. — М.2007, 96 с
  5. Маслова Н. В. Ноосферное образование. М. 1999,с 133–150
  6. Маслова Н. В., Антоненко Н. В., Ульянова М. В. и др, Биоадекватная методика преподавания — отв. Ред. Н. Г. Куликова, -.: Центр РАЕН «Планета семь-Я», 2018.-80с.
  7. Узнандзе Д. Н. Общая психология. Учебник. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 413с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная информация, образное мышление, этап, домашнее задание, образная память, подготовительный этап, путь познания, символьная свертка, учебная дисциплина, учебный материал.


Задать вопрос