Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные методы преподавания на уроках географии

Педагогика
20.06.2018
261
Поделиться
Библиографическое описание
Макаренко, О. Н. Современные методы преподавания на уроках географии / О. Н. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51571/.


Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но и ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус.

Д. Карнеги

В современном мире, когда жизнь не стоит на месте, все более актуальным становится вопрос о том, как заинтересовать ребенка в обучении, как сделать урок продуктивным, с учетом природосообразных и здоровьесберегающих технологий.

При подборе современных методик в своей учебной практике мое внимание привлекла биоадекватная методика преподавания, разработанная академиком РАЕН, доктором психологических наук Натальей Владимировной Масловой, (метод ноосферного преподавания учебных дисциплин) [6].

О необходимости обращения к образному мышлению в учебной деятельности говорили такие педагоги и психологи, как Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори. В середине XX века в отечественной педагогике впервые заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся.

Мышление представляет собой психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, а образное мышление– это мышление представлениями, наглядными образами, которые возникают в сознании благодаря образной памяти (представления, звуки, запахи, вкусы и др.) Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Биоадекватная методика развивает образное мышление через создание мыслеформ (мыслей, которые возникают в сознании в виде образов и затем воспроизводятся в определенной форме представлений). От одного биоадекватного занятия к другому учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. При этом помимо активизации физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся включаются творческие способности обучающегося. Это и есть соответствующий природе человека естественный путь образовательного процесса.

При биоадекватном методе преподавании управление познавательной деятельностью ученика осуществляется через аппарат эмоций и ощущений. Ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам создает его в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в определенной последовательности.

Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:

  1. Репрезентация (представление) образа изучаемого явления. Это сенсорно-моторный (чувственный) этап, на котором предлагается образ изучаемого явления. Это подготовительный этап, во время которого учитель использует специально подобранную к теме музыку, ароматы натуральных масел, способствуя внутреннему размышлению, наблюдению.
  2. Представление информации (объяснение образа в свете изучаемого явления). На данном этапе происходит символьная свертка (наложение на образ) чувственно-логической информации. Формируется зрительный образ — отражение действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов и явлений. Эти два этапа происходят в состоянии релаксации и по мнению Л. П. Попова имеет максимальную эффективность в обучении [4].
  1. Закрепление мыслеобраза изучаемого явления. Дискурсивно-логическое осмысление информации, которое происходит в режиме активности. На этом этапе происходит беседа с обучающимися, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, в каком образе им удалось представить учебную информацию.
  2. Творческое использование мыслеобраза. На этом этапе происходит сохранение мыслеобраза в долговременной памяти.

Таким образом, у обучающихся закрепляется способность мыслить мыслеобразами иформируется личностно-ориентированная система мыслеобразов по каждой учебной дисциплине.

Целью природосообразного урока: развитие естественного способа мышления мыслеобразами, формировнаие целостного мышления и воспитание гармоничной творческой личности.

Примерная схема урока:

  1. Организационный момент (фаза активности) — 10 мин

1) Проверка домашнего задания

2) Актуализация знаний

  1. Введение новых знаний. Работа с образом (фаза отдыха) — 12 мин

1) Релаксация.

а) подготовительный этап (вводная релаксация);

б) формирование учебного мыслеобраза;

в) символьная свертка учебной информации;

2) Четкое повторение структурированной информации.

  1. Закрепление (фаза активности). — 15 мин

1) Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.

2) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, нанесение на него учебной информации.

3) Проверка усвоенной информации по рисунку в учебнике или сделанному учителем, творческая работа.

4) Итог урока.

  1. Домашнее задание — 3 мин

В качестве домашней работы предлагается выполнить творческое задание на изучение учебного материала с помощью учебника, словарей или другой дополнительной литературы [4, c. 9]

В результате применение биоадекватной технологии на уроках позволяет достичь высоких результатов в обучении:

– обучающиеся легче усваивают учебный материал;

– повышается мотивация к учебному процессу;

– снижается уровень тревожности и агрессивности;

– идет постоянное развитие творческого начала детей;

– дети учатся мыслить мыслеобразами;

– формируется система мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.

Еще М. В. Ломоносов в наставлении родителям и педагогам писал: «Каждому… Подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя — «какой есть я!». Педагоги, работающие по биоадекватной методике, имеют возможность не просто удивляться каждому «естеству необычному», они вооружают каждого ученика знанием механизма прородосообразного мышления человека и практическим умениям работать в системе. И учителю, и ученику становится ясным не только путь познания, его этапы, но и роль каждого из этапов на пути познания [6].

Хороших, добрых, творческих вам учеников!

Литература:

  1. Давыдовская Н. А. «Психологические и медицинские основы здоровьесберегающего и природосообразного метода преподавания». М, 2005. — С.37
  2. Душина И. В., Понурова Г. А. Как учить школьников географии: Пособия для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. — М.:1996. 192 с.
  3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности — С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
  4. Мазурина Л. В. Биоадекватная методика преподавания географии. Методическое пособие. — М.2007, 96 с
  5. Маслова Н. В. Ноосферное образование. М. 1999,с 133–150
  6. Маслова Н. В., Антоненко Н. В., Ульянова М. В. и др, Биоадекватная методика преподавания — отв. Ред. Н. Г. Куликова, -.: Центр РАЕН «Планета семь-Я», 2018.-80с.
  7. Узнандзе Д. Н. Общая психология. Учебник. — С.-Пб.: Питер, 2004. — 413с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 312-313):
Часть 4 (стр. 281-373)
Расположение в файле:
стр. 281стр. 312-313стр. 373

Молодой учёный