Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 10.03.2015

Статья просмотрена: 2752 раза

Библиографическое описание:

Эрдонов, О. Л. Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи / О. Л. Эрдонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 753-757. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16117/ (дата обращения: 19.12.2024).

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма [4].

В одном из обращений к народу, посвященном 21-й годовщине конституции страны, президент Республики Узбекистан Каримов И. А. особое внимание уделил здоровому образу жизни наших людей, особенно молодому поколению.

Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться [1].

Создание эффективной системы здорового образа жизни, должно кардинальным образом содействовать оздоровлению нации и переходу Узбекистана к устойчивому развитию.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, их руководителями, специалистами, учеными этой сферы, избрана правильная стратегия действий.

Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и спорт, например, для студентов, являются необходимым условием нормального развития их ума и тела, что абсолютное большинство физических и психических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности, этим удалось бы, не только приостановить физическую деградацию людей, но и значительно поднять их уровень здоровья.

Вместе с тем одного только осознания общественной необходимости в физическом совершенствовании физически культурном обществе жизни недостаточно. Поэтому в стране установлены положения, нормы права, законы, которые стимулируют и обеспечивают развитие физической культуры и массового спорта на всех уровнях: на предприятиях, в организациях, в местах жительства, отдыха, в семье, в учреждениях образования.

Законодательство о физической культуре и спорте в Республике Узбекистан в целом регулирует общественные отношения в этой области, создает правовые условия для удовлетворения потребности личности в гармоническом развитии, достижения высокого уровня работоспособности, формирование необходимых знаний, двигательных навыков, физических и нравственно волевых качеств, профессионально-прикладной подготовки, профилактики вредных привычек и правонарушений.

В ней подчеркивается необходимость повышения социальной значимости физической культуры и спорта как универсального средства в формировании всесторонне и гармонично развитой личности с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, способствующие формированию здорового морально-психологического климата в различныхсоциально-демографических группах.

Реформы в деле воспитания физически здоровой и духовно богатой молодежи осуществляются на системной, поэтапной основе в не разрывной связи с другими сферами нашей жизни. Сегодня во взрослую жизнь уверенной поступью вступают юноши и девушки, мыслящие по-новому, связывающие свое будущее с будущим республики. Наш народ по праву гордится своими талантливыми детьми, их большими успехами на международных предметных олимпиадах, мировых спортивных аренах, в сфере культуры и искусства. В нашей республике в центре постоянного внимания находятся вопросы своевременного выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов каждого [1].

Физическая культура может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Воспитательная задача физической культуры состоит в развитии духовных (воля, целеустремленность, настойчивость, взаимопонимание) и двигательных (сила, быстрота, выносливость и других) качеств.

К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии — вот тот не полный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность помогает мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека.

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости [2].

Оздоровительная задача физической культуры состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости организма к заболеваниям, его закаливанию, в умении противостоять утомлению [3].

Теоретические исследования последних лет показывают, что слабый уровень теоретических знаний в области физической культуры и спорта во многом определяет пассивное отношение людей к самоорганизации здорового образа жизни, реальному включению в физкультурно-спортивную деятельность. Вклад физической культуры в образование должен состоять в обеспечении всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а так же научить его владеть всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. А интеллектуализация, ориентирующая на расширение и углубление знаний в области физической культуры, участвует в усилении знаний общей образовательной направленности. Так, образованность в сфере физической культуры оказывается одним из ведущих факторов, формирующих как физическую, так и общую культуру личности.

Содержание ценностей физической культуры и спорта во многом едино. Тем не менее, следует учитывать их функциональное не совпадение. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека. Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, неизведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, спорт выполняет функцию познания человеческих возможностей. При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта.

Основные показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека следующие: забота человека о поддержании в норме, усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков.

Роль физической культуры заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Нарастающее ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической культуры. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста с целью сохранения бодрости и долголетия.

Влияние не благоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием не благоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.

Научно-техническая революция наряду с прогрессом внесла в жизнь современного человека и ряд не благоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, а так же стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а иногда и сами эти болезни.

В укреплении здоровья и гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду возрастает значение физической культуры, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы учащаяся молодёжь заботилась о своем физическом совершенствовании, обладала знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вела здоровый образ жизни [5].

Повышению массовости физической культуры в Узбекистане будет способствовать расширение физкультурной и спортивной работы, улучшение ее организации по месту жительства, трудовой деятельности и учебы.

 

Литература:

 

1.         Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине конституции РУз. 06.12.2013 г. http://www.press-service.uz.

2.         Масияускене О. В., Муравенникова Ж. Г. Валеология: Учебное пособие. Ростов Н/Д: Феникс, 2008. — 251 с.

3.         Масляков А. В., Матяжов В. С. Массовая физическая культура в вузе: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.

4.         Эрдонов О. Л. Оздоровительная физическая культура в системе образовательного процесса по физическому воспитанию студентов:Учебное пособие. — Ташкент: Фан ва технология, 2012. — 96 с.

5.         Эрдонов О. Л. Физическая культура и спорт в системе высшего образования. «Молодой учёный» журнал. г. Казань, 2015. -№ 2. –С.113–115.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, физическое совершенствование, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, место жительства, особое значение, Узбекистан, физическая активность.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи

Социально-гигиеническое обучение и воспитание школьников как актуальная педагогическая задача

Похожие статьи

Развитие творческих способностей у младших школьников как одно из средств развития личности

Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи

Социально-гигиеническое обучение и воспитание школьников как актуальная педагогическая задача

Задать вопрос